Памятник Коста Хетагурову — выдающемуся осетинскому поэту и общественному деятелю, основоположнику осетинской художественной литературы — установлен в 1955 году перед зданием Северо-Осетиского драматического театра.
Скульптор — С.Д. Тавасиев, архитектор — И.Г. Гайнутдинов.
К.Х. Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика Левана Хетагурова. Мама Мария Губаева умерла сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти Марии женился второй раз. К сожалению, мачеха невзлюбила Коста. Мальчик чувствовал это и старался не попадаться ей на глаза. Поэтому в творчестве поэта, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.
Обучение мальчика началось с Нарской школы, а потом была прогимназия во Владикавказе, Каланджинское училище, Ставропольская мужская гимназия. Именно здесь были написаны первые стихотворения, из которых сохранились лишь два произведения: «Новый Год» и «Муж и жена», написанные на осетинском языке.
В 1881 году Коста Хетагуров стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Когда выплата стипендии прекратилась, Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу и вернулся в Осетию.
До 1891 года он проживал во Владикавказе, писал поэмы и стихотворения, работал живописцем и рисовал театральные декорации, устраивал музыкально-литературные вечера, публиковался в газете «Северный Кавказ». Вскоре Коста пришлось столкнуться с цензурой: к печати не было допущено стихотворение памяти М.Ю. Лермонтова. Оценке противоречий и анализу окружающей действительности были посвящены многие его поэмы («Плачущая скала», «Перед судом», «Фатима»).
В 1891 году за вольнолюбие в творчестве Коста был отослан за пределы родного края на 5 лет. Коста был вынужден возвратиться в село Георгиевско-Осетинское, где проживал его престарелый отец. Начался трудный период в жизни поэта: ему приходилось ухаживать за больным родителем, мириться с бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной среды; сватовство к Анне Цаликовой закончилось вежливым отказом. После смерти отца Коста Леванович переехал в Ставрополь, стал сотрудником газеты «Северный Кавказ», публикуется сборник его сочинений на русском языке. Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано.
В 1899 году Коста Хетагуров отправился на очередное место ссылки — Херсон, затем был Очаков. Именно здесь ему стало известно, что во Владикавказе все-таки был опубликован сборник его осетинских стихотворений «Осетинская лира».
Зимой 1899 года поэт был извещен об окончании ссылки, в связи с чем возвратился в Ставрополь, горя желанием возобновить работу в газете. Автор принимает активное участие во всех культурно-просветительских мероприятиях местного масштаба, в планах открытие школы рисования для одаренных детей и работа редактором в газете «Казбек». Однако болезнь помешала планам, окончательно приковав поэта к постели. Поэта, требовавшего заботы и тщательного ухода, забрала в село родная сестра. Под ее присмотром он прожил еще 3 года. Не стало поэта 1 апреля 1906 года. Впоследствии его прах был перевезен во Владикавказ.
В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров выступал против притеснения народов Кавказа, защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран. В своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии. Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи, образовательные учреждения и государственные премии.
Источник фотографий: Russia.Travel
Памятник Коста Хетагурову — выдающемуся осетинскому поэту и общественному деятелю, основоположнику осетинской художественной литературы — установлен в 1955 году перед зданием Северо-Осетиского драматического театра.
Скульптор — С.Д. Тавасиев, архитектор — И.Г. Гайнутдинов.
К.Х. Хетагуров родился 15 октября 1859 года в горном ауле Нар в семье прапорщика Левана Хетагурова. Мама Мария Губаева умерла сразу после родов, отец по прошествии пяти лет после смерти Марии женился второй раз. К сожалению, мачеха невзлюбила Коста. Мальчик чувствовал это и старался не попадаться ей на глаза. Поэтому в творчестве поэта, часто встречается образ матери и щемящая тоска по ней. Обоих родителей ребенку полностью заменил отец, которого Коста глубоко почитал и боготворил.
Обучение мальчика началось с Нарской школы, а потом была прогимназия во Владикавказе, Каланджинское училище, Ставропольская мужская гимназия. Именно здесь были написаны первые стихотворения, из которых сохранились лишь два произведения: «Новый Год» и «Муж и жена», написанные на осетинском языке.
В 1881 году Коста Хетагуров стал студентом Петербургской академии художеств и получил одну из двух стипендий, выплачивавшихся из горских штрафных сумм Кубанской областной администрацией. Когда выплата стипендии прекратилась, Коста посещал лекции вольнослушателем, потом вовсе забросил учебу и вернулся в Осетию.
До 1891 года он проживал во Владикавказе, писал поэмы и стихотворения, работал живописцем и рисовал театральные декорации, устраивал музыкально-литературные вечера, публиковался в газете «Северный Кавказ». Вскоре Коста пришлось столкнуться с цензурой: к печати не было допущено стихотворение памяти М.Ю. Лермонтова. Оценке противоречий и анализу окружающей действительности были посвящены многие его поэмы («Плачущая скала», «Перед судом», «Фатима»).
В 1891 году за вольнолюбие в творчестве Коста был отослан за пределы родного края на 5 лет. Коста был вынужден возвратиться в село Георгиевско-Осетинское, где проживал его престарелый отец. Начался трудный период в жизни поэта: ему приходилось ухаживать за больным родителем, мириться с бытом простого крестьянина, выброшенного из привычной среды; сватовство к Анне Цаликовой закончилось вежливым отказом. После смерти отца Коста Леванович переехал в Ставрополь, стал сотрудником газеты «Северный Кавказ», публикуется сборник его сочинений на русском языке. Вскоре поэт заболел туберкулезом, пережил две операции, оставшись после них практически на полгода прикованным к постели. Болезнь не была окончательно побеждена, здоровье подорвано.
В 1899 году Коста Хетагуров отправился на очередное место ссылки — Херсон, затем был Очаков. Именно здесь ему стало известно, что во Владикавказе все-таки был опубликован сборник его осетинских стихотворений «Осетинская лира».
Зимой 1899 года поэт был извещен об окончании ссылки, в связи с чем возвратился в Ставрополь, горя желанием возобновить работу в газете. Автор принимает активное участие во всех культурно-просветительских мероприятиях местного масштаба, в планах открытие школы рисования для одаренных детей и работа редактором в газете «Казбек». Однако болезнь помешала планам, окончательно приковав поэта к постели. Поэта, требовавшего заботы и тщательного ухода, забрала в село родная сестра. Под ее присмотром он прожил еще 3 года. Не стало поэта 1 апреля 1906 года. Впоследствии его прах был перевезен во Владикавказ.
В своих произведениях, написанных на русском и осетинском языках, Коста Хетагуров выступал против притеснения народов Кавказа, защищал их национальное достоинство. Он взывал к землякам с идеей приобщения к творческому наследию народа России, был приверженцем братского единения народов обеих стран. В своих картинах с большим мастерством показывал жизнь обычного люда, писал пейзажи горного Кавказа и портреты лучших представителей своего времени. Ему установлены монументальные памятники в столицах Южной и Северной Осетии. Имя Коста носят населенные пункты, улицы, корабли, музеи, образовательные учреждения и государственные премии.
Источник фотографий: Russia.Travel