Выбор города
Москва Санкт-Петебург Сочи Казань Новосбирск Нижний Новгород Калининград Екатеринбург
Абакан Анапа Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Белокуриха Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Вологда Воронеж Выборг Горячий Ключ Дербент Евпатория Екатеринбург Елец Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Kaliningrad Калуга Каменск-Уральский Кемерово Киров Кисловодск Кострома Краснодар Красноярск Кунгур Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Майкоп Махачкала Moscow Мурманск Мытищи Мышкин Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Оренбург Орёл Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Пятигорск Ростов Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Saint-Petersburg Саранск Саратов Симферополь Смоленск Соликамск Sochi Ставрополь Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Углич Улан-Удэ Ульяновск Уфа Феодосия Хабаровск Ханты-Мансийск Чебоксары Челябинск Чита Элиста Якутск Ялта Ярославль
  1. Главная
  2. Московская область
  3. Места
  4. Традиции
  5. Павловопосадская платочная мануфактура
С популярностью павловопосадских платков как сувениров, которые иностранцы везут из России, могут соперничать разве что матрешки и шапки-ушанки.

Павловопосадская платочная мануфактура

Павловопосадская платочная мануфактура: Фото 1 Павловопосадская платочная мануфактура: Фото 2 Павловопосадская платочная мануфактура: Фото 3 Павловопосадская платочная мануфактура: Фото 4

Описание

С популярностью павловопосадских платков как сувениров, которые иностранцы везут из России, могут соперничать разве что матрешки и шапки-ушанки. Пожалуй, справедливо назвать эти пестрые платки если не символом, то уж точно одной из стойких ассоциаций, связанных с нашей страной.

Изготовление павловопосадских платков считается одним из народных русских промыслов. Зародился он, как понятно из названия, в подмосковном Павловском Посаде, сегодня платки производятся на Павловопосадской платочной мануфактуре.

Однако ни для кого не секрет, что искусство изготовления павловопосадских платков очень древнее, их делали еще на руках, кустарным способом. Первое организованное, но еще небольшое предприятие, производившее платки, появилось в конце XVIII века. В промышленном же масштабе страна стала получать такие платки только во второй половине XIX века — когда в Павловском Посаде из этого небольшого предприятия развилась полноценная платочная мануфактура.

Пика популярности павловопосадские платки достигли в 70–80-х годах XIX века: хозяин мануфактуры Яков Лабзин сумел стать личным поставщиком великой княгини Александры Петровны, после чего его предприятие получает несколько наград на всероссийских художественно-промышленных выставках. А в 1896 году мануфактура получила эксклюзивное право помещать на свои вывески и этикетки государственный герб.

Революция не сильно повлияла на жизнь предприятия: оно было национализировано и переименовано в Старо-Павловскую фабрику, но выпуск платков продолжился, более того, делались попытки разнообразить ассортимент, добавлять к рисункам изображения животных и даже темы революции, индустриализации и коллективизации.

В 1937 году фабрика вышла на международный уровень — ее продукцию представили на выставке в Париже. А в 1958 году павловопосадские платки получают Большую золотую медаль Всемирной выставки в Брюсселе. В 1970-х годах изменяется технология производства платков. Если раньше, с самого момента основания предприятия в дореволюционную эпоху, рисунок наносили деревянными резными формами, что в процессе производства требовало до 400 наложений шаблона, то теперь краску стали наносить при помощи сетчатых и капроновых шаблонов. Это не только ускорило производство, но и разнообразило палитру и улучшило качество рисунка.

Современное название — ОАО «Павловопосадская платочная мануфактура» — предприятие получило в 1995 году.

Платок с рисунком — это главный символ, визитная карточка Павлово-Посадского района, именно поэтому даже на его гербе изображена павловопосадская шаль. Художественная идея павловопосадского платка восходит к восточным шалям с «турецкими узорами». Но позднее узор решили разнообразить цветочными мотивами, на них стали изображать садовые цветы: георгины, розы. Окончательно стиль павловопосадского платка оформился на рубеже XIX–XX веков. Рисунки цветов стали объемными, сами цветы изображались собранными в букеты, в виде гирлянд либо разбросанными по платку на черном или красном фоне.

В 2002 году в Павловском Посаде был открыт Музей истории русского платка и шали. Именно туда и стоит отправиться, чтобы ближе познакомиться с этим удивительным искусством, возраст которого уже более 200 лет, но которое, на удивление, не устаревает, а платки становятся с каждым годом все более популярными.

В экспозиции музея представлены платки, шали, женские головные уборы и предметы быта XVIII–XX веков. На площади 200 квадратных метров собрана коллекция из более чем 400 экспонатов, среди которых редкие ткани, современные ткани, восстановленные по старинным образцам и рисункам конца XIX — начала ХХ веков, а также одежда и предметы быта, книги по декоративно-прикладному искусству, картины, изделия из дерева. Экскурсоводы не только знакомят посетителей с уникальной коллекцией, но и делятся секретами платочных узоров: во многих из них зашифрованы символы и приметы той или иной эпохи, разгадать которые самостоятельно просто невозможно.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы

Отзывов пока нет, будь первым!
Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала