Вход
0 отзывов
Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского
Пензенская область, Пенза, городской округ Пенза, Московская улица, 89
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Пензенский областной драматический театр имени А.В. Луначарского

Категории

Описание

Своим открытием пензенская сцена обязана Екатерине Великой. Первый спектакль здесь был поставлен по случаю именин государыни 24 ноября 1793 года. Это была комедия «Обманщик», написанная самой императрицей. С этого дня и ведет счет своим театральным сезонам Пензенский областной театр драмы имени Луначарского. К тому времени в городе регулярно давали представления немало крепостных театров, так что почва для появления городского публичного коллектива была подготовлена.

В конце 1793 года на Троицкой улице, в усадьбе надворного советника Дмитрия Егоровича Полчанинова, для театра возвели каменное здание. Первый спектакль посетил пензенский городской голова, а Иван Михайлович Долгоруков, тогдашний вице-губернатор, дал по окончании спектакля «преогромный» бал. Играли спектакль в тот вечер дворяне и чиновники, любители «ломать комедь», однако уже к 1796 году труппа обзавелась профессиональными актерами.

В первой половине следующего столетия Пенза стала театральной столицей российской провинции, занимая третье место по числу театров после Москвы и Санкт-Петербурга. В начале XIX века на авансцену театральной жизни России вышли антрепренеры, самым знаменитым среди них был И.Ф. Болеславский. Местный пензенский чиновник, большой почитатель Мельпомены Михаил Павлович Жданов, назвал это время закатом театральной славы Пензы, когда бал правила шайка «странствующих скоморохов под начальством некоего Болеславского». Постепенно пензенские подмостки опустели, зрители к театру охладели.

Преодолением кризиса в театральной жизни Пенза обязана декабристу Ивану Николаевичу Горсткину, который в 1846 году приобрел пустовавшее здание театра. Вскоре здесь вновь начали играть спектакли.

В начале ХХ века местный театр расширился, у него появилось две сцены — зимняя и летняя. Летним называли деревянное сооружение на площадке Верхнего гулянья (ныне Центральный парк культуры и отдыха им. В.Г. Белинского), зимний расположился в старом здании.

Летний театр считался авангардным, зимний, капитальный, продолжал жить по классическим канонам. На его сцену выходили В.П. Далматов, М.М. Петипа, В.Ф. Комиссаржевская… С Пензой тесно связаны жизнь и творчество Всеволода Мейерхольда, который родился и вырос в этом городе. Здесь гимназистом он впервые вышел на сцену — в роли Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума». Поскольку учащимся запрещалось даже посещать спектакли, не то что играть в них, будущему реформатору русской сцены пришлось воспользоваться псевдонимом Ухтомский. В 1904 году, уже будучи профессиональным режиссером, Всеволод Эмильевич приехал в Пензу со своим «Товариществом новой драмы» и поставил несколько пьес Максима Горького.

В 1911 году в летнем театре проходили торжества, связанные со 100-летием В.Г. Белинского. Но вскоре после празднования юбилея деревянное здание сгорело. А еще через несколько лет грянула Первая мировая война, а затем и революция, события, кардинально изменившие судьбу страны и жизнь пензенского театра.

В 1917 году в театре еще шла русская классика, например пьеса А.Н. Островского «Лес», но уже готовились постановки, созвучные бурным событиям того времени. В 1920 году театр получил имя первого наркома просвещения А.В. Луначарского. В разные годы его возглавляли П.П. Струйский, А.И. Канин, А.Д. Треплев, Е.Н. Белов, К.В. Эгерт, Н.И. Верминский, С.М. Рейнгольд.

В 30-е годы пензенский театр освоил произведения советских драматургов. В годы Великой Отечественной войны здесь ставили пьесы К. Симонова «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» Л. Леонова, «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского, «Молодую гвардию» А. Фадеева. Традиция выступлений в спектаклях пензенского театра столичных знаменитостей сохранялась: с огромным успехом в Пензе играли Нина Алисова — в «Бесприданнице», Михаил Жаров — в спектакле «Почему улыбались звезды», Андрей Попов — в «Укрощении строптивой», Вера Васильева — в «Чужом ребенке».

В 80–90-е годы, когда театр возглавил В.В. Огарев, в труппе собираются М. Каплан, Л. Лозицкая, М. Тамбулатова, Е. Бакалов, Т. Городецкая, Г. Репная, Т. Карпекина, В. Конопатин, Ю. Шайхисламов, С. Казаков, А. Нехороших, а спектакли ставит режиссер московского Малого театра В. Иванов, худрук московского Театра на Юго-Западе В. Белякович, С. Стеблюк, главный режиссер Самарского академического театра драмы П. Монастырский, но также и молодые, представители нового поколения российской режиссуры: В. Данцигер, О. Субботина, В. Агеев, П. Орлов.

2 января 2008 года пожар практически полностью уничтожил пензенский театр. Строительство нового здания было завершено в начале 2010 года, а 5 марта в нем сыграли первую премьеру — «Ревизора» Н.В. Гоголя в постановке народного артиста России В. Беляковича.

29 апреля 2011 года в здании Пензенского театра состоялась встреча Председателя Правительства РФ В.В. Путина с деятелями российского театра и совещание в режиме видеоконференции по вопросу строительства и реконструкции объектов культуры. О новом театре тогдашний премьер-министр отозвался с большим одобрением, поставив сроки и результаты строительства в пример другим регионам. Сегодня у Пензенского драматического театра им. Луначарского одно из самых новых и современных театральных зданий в стране. Общая площадь нового объекта составила 16,5 тысячи квадратных метров, что в два раза больше прежней площади. В большом зале — 900 мест, есть еще и малый зал — на 100 мест. Новый театр располагает собственной гостиницей на 15 номеров, в которой могут проживать 40 актеров. Художественный руководитель театра — заслуженный артист России Сергей Владимирович Казаков.


Источник фотографий: Russia.Travel

Своим открытием пензенская сцена обязана Екатерине Великой. Первый спектакль здесь был поставлен по случаю именин государыни 24 ноября 1793 года. Это была комедия «Обманщик», написанная самой императрицей. С этого дня и ведет счет своим театральным сезонам Пензенский областной театр драмы имени Луначарского. К тому времени в городе регулярно давали представления немало крепостных театров, так что почва для появления городского публичного коллектива была подготовлена.

В конце 1793 года на Троицкой улице, в усадьбе надворного советника Дмитрия Егоровича Полчанинова, для театра возвели каменное здание. Первый спектакль посетил пензенский городской голова, а Иван Михайлович Долгоруков, тогдашний вице-губернатор, дал по окончании спектакля «преогромный» бал. Играли спектакль в тот вечер дворяне и чиновники, любители «ломать комедь», однако уже к 1796 году труппа обзавелась профессиональными актерами.

В первой половине следующего столетия Пенза стала театральной столицей российской провинции, занимая третье место по числу театров после Москвы и Санкт-Петербурга. В начале XIX века на авансцену театральной жизни России вышли антрепренеры, самым знаменитым среди них был И.Ф. Болеславский. Местный пензенский чиновник, большой почитатель Мельпомены Михаил Павлович Жданов, назвал это время закатом театральной славы Пензы, когда бал правила шайка «странствующих скоморохов под начальством некоего Болеславского». Постепенно пензенские подмостки опустели, зрители к театру охладели.

Преодолением кризиса в театральной жизни Пенза обязана декабристу Ивану Николаевичу Горсткину, который в 1846 году приобрел пустовавшее здание театра. Вскоре здесь вновь начали играть спектакли.

В начале ХХ века местный театр расширился, у него появилось две сцены — зимняя и летняя. Летним называли деревянное сооружение на площадке Верхнего гулянья (ныне Центральный парк культуры и отдыха им. В.Г. Белинского), зимний расположился в старом здании.

Летний театр считался авангардным, зимний, капитальный, продолжал жить по классическим канонам. На его сцену выходили В.П. Далматов, М.М. Петипа, В.Ф. Комиссаржевская… С Пензой тесно связаны жизнь и творчество Всеволода Мейерхольда, который родился и вырос в этом городе. Здесь гимназистом он впервые вышел на сцену — в роли Репетилова в комедии Грибоедова «Горе от ума». Поскольку учащимся запрещалось даже посещать спектакли, не то что играть в них, будущему реформатору русской сцены пришлось воспользоваться псевдонимом Ухтомский. В 1904 году, уже будучи профессиональным режиссером, Всеволод Эмильевич приехал в Пензу со своим «Товариществом новой драмы» и поставил несколько пьес Максима Горького.

В 1911 году в летнем театре проходили торжества, связанные со 100-летием В.Г. Белинского. Но вскоре после празднования юбилея деревянное здание сгорело. А еще через несколько лет грянула Первая мировая война, а затем и революция, события, кардинально изменившие судьбу страны и жизнь пензенского театра.

В 1917 году в театре еще шла русская классика, например пьеса А.Н. Островского «Лес», но уже готовились постановки, созвучные бурным событиям того времени. В 1920 году театр получил имя первого наркома просвещения А.В. Луначарского. В разные годы его возглавляли П.П. Струйский, А.И. Канин, А.Д. Треплев, Е.Н. Белов, К.В. Эгерт, Н.И. Верминский, С.М. Рейнгольд.

В 30-е годы пензенский театр освоил произведения советских драматургов. В годы Великой Отечественной войны здесь ставили пьесы К. Симонова «Парень из нашего города», «Русские люди», «Нашествие» Л. Леонова, «Оптимистическую трагедию» В. Вишневского, «Молодую гвардию» А. Фадеева. Традиция выступлений в спектаклях пензенского театра столичных знаменитостей сохранялась: с огромным успехом в Пензе играли Нина Алисова — в «Бесприданнице», Михаил Жаров — в спектакле «Почему улыбались звезды», Андрей Попов — в «Укрощении строптивой», Вера Васильева — в «Чужом ребенке».

В 80–90-е годы, когда театр возглавил В.В. Огарев, в труппе собираются М. Каплан, Л. Лозицкая, М. Тамбулатова, Е. Бакалов, Т. Городецкая, Г. Репная, Т. Карпекина, В. Конопатин, Ю. Шайхисламов, С. Казаков, А. Нехороших, а спектакли ставит режиссер московского Малого театра В. Иванов, худрук московского Театра на Юго-Западе В. Белякович, С. Стеблюк, главный режиссер Самарского академического театра драмы П. Монастырский, но также и молодые, представители нового поколения российской режиссуры: В. Данцигер, О. Субботина, В. Агеев, П. Орлов.

2 января 2008 года пожар практически полностью уничтожил пензенский театр. Строительство нового здания было завершено в начале 2010 года, а 5 марта в нем сыграли первую премьеру — «Ревизора» Н.В. Гоголя в постановке народного артиста России В. Беляковича.

29 апреля 2011 года в здании Пензенского театра состоялась встреча Председателя Правительства РФ В.В. Путина с деятелями российского театра и совещание в режиме видеоконференции по вопросу строительства и реконструкции объектов культуры. О новом театре тогдашний премьер-министр отозвался с большим одобрением, поставив сроки и результаты строительства в пример другим регионам. Сегодня у Пензенского драматического театра им. Луначарского одно из самых новых и современных театральных зданий в стране. Общая площадь нового объекта составила 16,5 тысячи квадратных метров, что в два раза больше прежней площади. В большом зале — 900 мест, есть еще и малый зал — на 100 мест. Новый театр располагает собственной гостиницей на 15 номеров, в которой могут проживать 40 актеров. Художественный руководитель театра — заслуженный артист России Сергей Владимирович Казаков.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала