Пермский звериный стиль - это еще одно уникальное явление культуры Пермской земли, которое было распространено в лесной и лесо-тундровой зоне северо-восточного Урала и западной Сибири. Предположительно можно обозначить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура).
Само искусство представляет собой искусство мелкой металлической пластики, характерное для народностей населяющих пермскую землю. Литье в жестких формах было основным приемом изготовления изделий Пермского звериного стиля. Рисунок наносился на поверхность заготовки и затем вырезался ножом, что требовало сноровки и значительного мастерства.
Самыми древними предметами пермского звериного стиля называются предметы 8—3 вв. до н. э. При этом расцветом этого вида искусства считается так называемый период «ломоватовской культуры» с 7 по 9 вв.. Характерными чертами этого периода являются сложные сюжеты, композиции, объединяющие в одном изделии человека, животных, птиц и даже фантастических существ.
В целом Пермский звериный стиль отличает преобладание зооморфных, орнитоморфных (изображения животных, птиц) и зооантропоморфных (изображения людей-животных) образов. Шаманские изображения, чудские образки, культовое литье - это основные мотивы стиля. Здесь представлены лоси, олени, медведи, пушные и другие звери, кони, водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ.
Сюжеты разнообразны - это и звери в профиль, плывущие птицы, птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди. Немало изображений с медведем в жертвенной позе — голова между лапами. Существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем - богиней. Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Образ человеколося можно назвать визитной карточкой пермского звериного стиля.
В большинстве сюжетов заметно влияние мифологии финно-угорских племен. Они являются своего рода иллюстрацией этого эпоса, их древних легенд. Сюжеты наполнены элементами общественного строя племен, их жизненного уклада. Здесь заметны их представления об окружающем мире, Вселенной, о временах года и движении солнца среди звезд. Иллюстрации посвящены жизни людей и животных на Земле, в небе, в подземном мире. В сюжетах переплетены прошлое, настоящее, будущее.
Назначение изделий звериного стиля было в основном оберегающим. Что-то изготавливалось в качестве украшений, но большинство из них - это обереги. Пояса занимали особое место в качестве оберегов, вот на него-то и крепились амулеты, охраняющие своих носителей. Те изделия, которые сейчас хранятся в музеях - найдены в основном в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.
В наши дни образы пермского звериного стиля сохраняются в фольклоре коми и угорских народов. Его изобразительный ряд можно встретить в уникальном орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.
Коллекционирование образцов Пермского звериного стиля и их изучение ведется с конца 19-го века. На данный момент большая часть произведений хранится в музеях Пермского края, а также в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном Историческом музее в Москве.
Источник фотографий: Russia.Travel
Пермский звериный стиль - это еще одно уникальное явление культуры Пермской земли, которое было распространено в лесной и лесо-тундровой зоне северо-восточного Урала и западной Сибири. Предположительно можно обозначить несколько центров возникновения стиля: Томское Приобье (Кулайская культура), Зауралье и Предуралье (Ананьинская культура).
Само искусство представляет собой искусство мелкой металлической пластики, характерное для народностей населяющих пермскую землю. Литье в жестких формах было основным приемом изготовления изделий Пермского звериного стиля. Рисунок наносился на поверхность заготовки и затем вырезался ножом, что требовало сноровки и значительного мастерства.
Самыми древними предметами пермского звериного стиля называются предметы 8—3 вв. до н. э. При этом расцветом этого вида искусства считается так называемый период «ломоватовской культуры» с 7 по 9 вв.. Характерными чертами этого периода являются сложные сюжеты, композиции, объединяющие в одном изделии человека, животных, птиц и даже фантастических существ.
В целом Пермский звериный стиль отличает преобладание зооморфных, орнитоморфных (изображения животных, птиц) и зооантропоморфных (изображения людей-животных) образов. Шаманские изображения, чудские образки, культовое литье - это основные мотивы стиля. Здесь представлены лоси, олени, медведи, пушные и другие звери, кони, водоплавающие, хищные птицы, змеи, насекомые, множество комбинированных существ.
Сюжеты разнообразны - это и звери в профиль, плывущие птицы, птицы с распахнутыми крыльями и с человеческой личиной на груди. Немало изображений с медведем в жертвенной позе — голова между лапами. Существуют и сложные двух- и трехъярусные композиции с центральным антропоморфным персонажем - богиней. Немало в пермском зверином стиле изображений всадников. Образ человеколося можно назвать визитной карточкой пермского звериного стиля.
В большинстве сюжетов заметно влияние мифологии финно-угорских племен. Они являются своего рода иллюстрацией этого эпоса, их древних легенд. Сюжеты наполнены элементами общественного строя племен, их жизненного уклада. Здесь заметны их представления об окружающем мире, Вселенной, о временах года и движении солнца среди звезд. Иллюстрации посвящены жизни людей и животных на Земле, в небе, в подземном мире. В сюжетах переплетены прошлое, настоящее, будущее.
Назначение изделий звериного стиля было в основном оберегающим. Что-то изготавливалось в качестве украшений, но большинство из них - это обереги. Пояса занимали особое место в качестве оберегов, вот на него-то и крепились амулеты, охраняющие своих носителей. Те изделия, которые сейчас хранятся в музеях - найдены в основном в кладах, святилищах, на костищах, в погребениях, в жертвенных комплексах и на местах металлургических мастерских.
В наши дни образы пермского звериного стиля сохраняются в фольклоре коми и угорских народов. Его изобразительный ряд можно встретить в уникальном орнаменте вышивок и поделок из кожи, браслетов, в искусстве коми, удмуртов, манси и ханты.
Коллекционирование образцов Пермского звериного стиля и их изучение ведется с конца 19-го века. На данный момент большая часть произведений хранится в музеях Пермского края, а также в Эрмитаже в Санкт-Петербурге и в Государственном Историческом музее в Москве.
Источник фотографий: Russia.Travel