Вход
0 отзывов
Посольский Спасо-Преображенский монастырь
Республика Бурятия, село Посольское, Кабанский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Посольский Спасо-Преображенский монастырь

Категории

Описание

Посольский Спасо-Преображенский монастырь — один из крупнейших объектов культурного наследия в республике. Монастырь назван Посольским, потому, что в 1650 году по указу царя Алексея Михайловича из Москвы в «Мунгальскую землю» к Цэцэн — хану и его зятю Турухай Табуну был отправлен сын боярский Ерофей Заболоцкий со своим сыном Киррилом и с шестью казаками с целью уговорить Турухай Табуна войти в русское подданство и выплачивать в пользу русской казны дань.

Но неожиданно на Ерофея Заболоцкого напали «братские люди» и убили его с сыном и с шестью казаками. Все убитые были погребены на том мысу, а над их могилами был поставлен крест. О чем свидетельствует надпись на памятной чугунной доске, расположенной у могил посольской делегации: «На пролитой здесь христианской крови, в 1681 году пришедшие из Москвы проповедники веры монгольским язычникам, игумен Феодосий и иеромонах Макарий с братией, основали монастырь в память убиеннаго посла, названный Посольским». На второй доске надпись: «Здесь погребено тело раба Божия Российскаго посла Ерофея Заболоцкаго в 1650 году в сопутствии монгольских послов шедшего с мирными предложениями к хану Сецену и вероломно на сем месте убиеннаго монголами».

Одно из самых первых упоминаний о посольской трагедии на берегу Байкала принадлежит русскому посланнику в Китай Николаю Спафарию, который в 1675 году в своём описании «Байкальского моря» записал: «И от Прорвы версты с 3 есть Посольский мыс, а соловеет для того, что бы при том мысу, при береге морском стал судном в прошлых годах сын боярский, который был послан с посольством к мунгальскому хану, и там убит от братских иноземцев».

Вскоре название «Посольский город» появилось и на «Чертеже земли Иркутского города» в «Чертёжной книги Сибири», составленной сыном боярским Семёном Ремезовым в 1701 году, «посольская» топонимика на Байкале была впервые закреплена и картографически.

И под этим названием тоже впервые на картах будет обозначено церковное строительство Посольского монастыря. В 1681 году по указу царя Фёдора Алексеевича, по грамоте из Сибирского приказа был послан из Москвы в Сибирь из Темникова Сретенского монастыря игумен Феодосий и иеромонах Макарий с десятью монахами. Целью их отправления стало обращение в христианскую веру язычников, и, по прибытии в Сибирь на Селенгу, на пристойном месте построить монастырь, а на его строение из государственной казны выделялось 300 рублей. Игумен Феодосий «усмотря у Байкала — моря на полуденной стороне место, вдавшееся несколько в Байкал море, — мыс, именуемый посольский, на нём тот игумен и начал монастырь заводить». Первой здесь была построена часовня во имя Пресвятой Богородицы Знамения. В 1700 году после прируба к часовне алтаря, она была священна в церковь с тем же наименованием и «с того времени начала именоваться пустынным Посольским монастырём».

В 1706 году «Китайского каравана комиссар, купчина города Яренска Георгий Афанасьев, сын Осколков получил разрешение на строительство в Посольском пустынным монастыре на свои средства церкви во имя Преображения господа нашего Иисуса Христа, и украсить святыми иконами и потребную утварь». По ходатайству Осколкова перед Петром I в 1709 году монастырю отвели «для пропитания монашествующих» пашенные и сенокосные земли, лесные угодья, места для рыбной ловли. Осколков умер в 1714 году, не успев возвести Преображенскую церковь, но им были заготовлены материалы для её возведения, в том числе кирпича до 300 тысяч штук и немало извести.

Первоначальные сооружения монастыря были деревянными. В 1769 году пожар истребил деревянные церкви, имевшиеся в монастыре: Знаменскую и Преображенскую. Каменное здание Спасо-Преображенского храма начали строить в 1773 году. Собор был заложен двухпрестольный, чтобы поместить в одном здании обе сгоревшие церкви: в верхнем этаже — во имя Преображения Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа, внизу — Знамения Пресвятой Богородицы.

Впоследствии здание храма, в результате «поновлений» и перестроек, получило достаточно интересный, не имеющий равных по своему убранству вид, отличающий его среди каменных храмов Забайкалья. Стены и своды храма выкрашены «зеленым кроном», колонны выкрашены под малахит и покрыты лаком. Снаружи проходил колокольный пояс, который был украшен фресками с живописными изображениями святых. С западной стороны храма украшала также фреска с образом Преображение Господня.

В архитектуре Спасо-Преображенского Собора отчётливо видны элементы, унаследованные от предшествующего деревянного зодчества. Заметно более свободное обращение с кирпичом как с материалом не только строительным, но и с декоративным. Традиции живописи и нарядной культовой архитектуры Москвы и всего Северо-востока Руси XVII века с её стремлением к «изукрашеванию» различными «узорочьями» здесь на восточном берегу Байкала, проявились по — своему оригинально. Правда узорчатая обработка фасадов Спасо-Преображенского Собора имеет явное родство с декором иркутской Крестоводвижненской церкви, построенной в 1747-1758 годы. Крестоводвижненская церковь и Спасо-Преображенский Собор очень похожи. Многие ученые выдвигают предположение, что Спасо-Преображенский Собор был построен зодчим Крестоводвижненской церкви.

Спасо-Преображенский Собор является замечательным сооружением и в техническом отношении. Это была первая законченная постройка из камня в Забайкалье. Её общая длина — 28,4 метра; высота до верхушки креста храма — 26 метров; колокольни — 32 метра. Стены выложены из хорошо обожженного кирпича (31 x 15 x 7 см, 32 x 16 x 6,5 см) на известняковом растворе. Стены побелены известью прямо по кирпичу. Побелка не только защищала кладку от атмосферных воздействий, но усилила общий художественный эффект здания.

В числе хозяйственных построек в монастырском комплексе были гостиницы (с 1866 года) для размещения проезжающих. Монастырь располагался на оживленном Московском торговом тракте, создавались вполне благоприятные по тем временам условия для многочисленных путешественников, сотрудников академических экспедиций, прибывающих российских миссионеров, посылавшихся в Пекин, для дипломатов, а также купцов.

С 1902 года монастырь стал женским, который имел впоследствии два подворья: на станции Мысовая и в Верхнеудинске. Также было построено два свечных завода, которые снабжали Забайкалье свечами.

К началу ХХ века монастырь обладал чудотворной иконой Святителя Николая Угодника и чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Также в серебряной раке в форме четырехконечного креста здесь почивали мощи (кисть руки) Симеона Верхотурского, память о нем празднуется 12 (25) сентября.

Посольский монастырь просуществовал до 1920-х гг. XX в. пока советская власть не решила ликвидировать все религиозные организации.

Вновь православный приход был зарегистрирован 30 августа 1995 года. 9 марта 2000 года в обители начата монастырская жизнь. Монастырь возрожден как мужской. Обитель находится под покровительством Епископа Читинского и Забайкальского Владыки Ефстафия.



Источник фотографий: Russia.Travel

Посольский Спасо-Преображенский монастырь — один из крупнейших объектов культурного наследия в республике. Монастырь назван Посольским, потому, что в 1650 году по указу царя Алексея Михайловича из Москвы в «Мунгальскую землю» к Цэцэн — хану и его зятю Турухай Табуну был отправлен сын боярский Ерофей Заболоцкий со своим сыном Киррилом и с шестью казаками с целью уговорить Турухай Табуна войти в русское подданство и выплачивать в пользу русской казны дань.

Но неожиданно на Ерофея Заболоцкого напали «братские люди» и убили его с сыном и с шестью казаками. Все убитые были погребены на том мысу, а над их могилами был поставлен крест. О чем свидетельствует надпись на памятной чугунной доске, расположенной у могил посольской делегации: «На пролитой здесь христианской крови, в 1681 году пришедшие из Москвы проповедники веры монгольским язычникам, игумен Феодосий и иеромонах Макарий с братией, основали монастырь в память убиеннаго посла, названный Посольским». На второй доске надпись: «Здесь погребено тело раба Божия Российскаго посла Ерофея Заболоцкаго в 1650 году в сопутствии монгольских послов шедшего с мирными предложениями к хану Сецену и вероломно на сем месте убиеннаго монголами».

Одно из самых первых упоминаний о посольской трагедии на берегу Байкала принадлежит русскому посланнику в Китай Николаю Спафарию, который в 1675 году в своём описании «Байкальского моря» записал: «И от Прорвы версты с 3 есть Посольский мыс, а соловеет для того, что бы при том мысу, при береге морском стал судном в прошлых годах сын боярский, который был послан с посольством к мунгальскому хану, и там убит от братских иноземцев».

Вскоре название «Посольский город» появилось и на «Чертеже земли Иркутского города» в «Чертёжной книги Сибири», составленной сыном боярским Семёном Ремезовым в 1701 году, «посольская» топонимика на Байкале была впервые закреплена и картографически.

И под этим названием тоже впервые на картах будет обозначено церковное строительство Посольского монастыря. В 1681 году по указу царя Фёдора Алексеевича, по грамоте из Сибирского приказа был послан из Москвы в Сибирь из Темникова Сретенского монастыря игумен Феодосий и иеромонах Макарий с десятью монахами. Целью их отправления стало обращение в христианскую веру язычников, и, по прибытии в Сибирь на Селенгу, на пристойном месте построить монастырь, а на его строение из государственной казны выделялось 300 рублей. Игумен Феодосий «усмотря у Байкала — моря на полуденной стороне место, вдавшееся несколько в Байкал море, — мыс, именуемый посольский, на нём тот игумен и начал монастырь заводить». Первой здесь была построена часовня во имя Пресвятой Богородицы Знамения. В 1700 году после прируба к часовне алтаря, она была священна в церковь с тем же наименованием и «с того времени начала именоваться пустынным Посольским монастырём».

В 1706 году «Китайского каравана комиссар, купчина города Яренска Георгий Афанасьев, сын Осколков получил разрешение на строительство в Посольском пустынным монастыре на свои средства церкви во имя Преображения господа нашего Иисуса Христа, и украсить святыми иконами и потребную утварь». По ходатайству Осколкова перед Петром I в 1709 году монастырю отвели «для пропитания монашествующих» пашенные и сенокосные земли, лесные угодья, места для рыбной ловли. Осколков умер в 1714 году, не успев возвести Преображенскую церковь, но им были заготовлены материалы для её возведения, в том числе кирпича до 300 тысяч штук и немало извести.

Первоначальные сооружения монастыря были деревянными. В 1769 году пожар истребил деревянные церкви, имевшиеся в монастыре: Знаменскую и Преображенскую. Каменное здание Спасо-Преображенского храма начали строить в 1773 году. Собор был заложен двухпрестольный, чтобы поместить в одном здании обе сгоревшие церкви: в верхнем этаже — во имя Преображения Господа бога и Спаса нашего Иисуса Христа, внизу — Знамения Пресвятой Богородицы.

Впоследствии здание храма, в результате «поновлений» и перестроек, получило достаточно интересный, не имеющий равных по своему убранству вид, отличающий его среди каменных храмов Забайкалья. Стены и своды храма выкрашены «зеленым кроном», колонны выкрашены под малахит и покрыты лаком. Снаружи проходил колокольный пояс, который был украшен фресками с живописными изображениями святых. С западной стороны храма украшала также фреска с образом Преображение Господня.

В архитектуре Спасо-Преображенского Собора отчётливо видны элементы, унаследованные от предшествующего деревянного зодчества. Заметно более свободное обращение с кирпичом как с материалом не только строительным, но и с декоративным. Традиции живописи и нарядной культовой архитектуры Москвы и всего Северо-востока Руси XVII века с её стремлением к «изукрашеванию» различными «узорочьями» здесь на восточном берегу Байкала, проявились по — своему оригинально. Правда узорчатая обработка фасадов Спасо-Преображенского Собора имеет явное родство с декором иркутской Крестоводвижненской церкви, построенной в 1747-1758 годы. Крестоводвижненская церковь и Спасо-Преображенский Собор очень похожи. Многие ученые выдвигают предположение, что Спасо-Преображенский Собор был построен зодчим Крестоводвижненской церкви.

Спасо-Преображенский Собор является замечательным сооружением и в техническом отношении. Это была первая законченная постройка из камня в Забайкалье. Её общая длина — 28,4 метра; высота до верхушки креста храма — 26 метров; колокольни — 32 метра. Стены выложены из хорошо обожженного кирпича (31 x 15 x 7 см, 32 x 16 x 6,5 см) на известняковом растворе. Стены побелены известью прямо по кирпичу. Побелка не только защищала кладку от атмосферных воздействий, но усилила общий художественный эффект здания.

В числе хозяйственных построек в монастырском комплексе были гостиницы (с 1866 года) для размещения проезжающих. Монастырь располагался на оживленном Московском торговом тракте, создавались вполне благоприятные по тем временам условия для многочисленных путешественников, сотрудников академических экспедиций, прибывающих российских миссионеров, посылавшихся в Пекин, для дипломатов, а также купцов.

С 1902 года монастырь стал женским, который имел впоследствии два подворья: на станции Мысовая и в Верхнеудинске. Также было построено два свечных завода, которые снабжали Забайкалье свечами.

К началу ХХ века монастырь обладал чудотворной иконой Святителя Николая Угодника и чудотворной иконой Знамения Пресвятой Богородицы. Также в серебряной раке в форме четырехконечного креста здесь почивали мощи (кисть руки) Симеона Верхотурского, память о нем празднуется 12 (25) сентября.

Посольский монастырь просуществовал до 1920-х гг. XX в. пока советская власть не решила ликвидировать все религиозные организации.

Вновь православный приход был зарегистрирован 30 августа 1995 года. 9 марта 2000 года в обители начата монастырская жизнь. Монастырь возрожден как мужской. Обитель находится под покровительством Епископа Читинского и Забайкальского Владыки Ефстафия.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала