Псковский кремль расположился на высоком мысу при впадении реки Псковы в Великую. В сердце кремля находится главный храм города — Свято-Троицкий собор.
Первое поселение возникло на месте кремля в середине первого тысячелетия н. э. Оно было основано западно-финскими племенами. В VI-VII веках славяне-кривичи пришли в эти края и поселились здесь. К X веку поселок превратился в город, жители которого занимались ремеслом и торговлей.
Крепость, имевшая в плане форму треугольника, была защищена естественным образом — реками Великой и Псковой. С третьей стороны ее защищал глубокий ров, названные Греблей, над которым была возведена мощная стена — Перси (от старославянского слова «грудь»).
Свято-Троицкий собор стал сердцем Псковской земли. У его стен собиралось псковское вече. При храме велось летописание, хранились важнейшие документы, городская казна. В соборе ставили на княжение князей, тут молились, провожая на войну защитников города и встречая их после побед и поражений.
Воздвигнут Свято-Троицкий собор был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине X века. Это был деревянный храм, возможно, первый на Руси, освященный во имя Святой Троицы. В XII веке по повелению князя Всеволода Гавриила на его месте был построен каменный храм. Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции.
Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях. Под его кровлей собраны шесть церковных престолов, в подцерковье находятся усыпальницы псковских архиереев и князей. Гордость русского искусства XVII века — серебряный иконостас собора. Особо почитаемые святыни храма — рака с мощами псковских святых, чудотворные иконы, Ольгин крест.
Вечевая площадь была центром политической и общественной жизни средневекового Пскова. Здесь, у стен Троицкого собора, бурлило вече — народное собрание, правившее всей псковской землей. Вече обладало полномочиями заключать мир и объявлять войну, назначать посадников, утверждать законы, принимать решения о строительстве, налогах и сборах. Именно на вече была принята «Псковская судная грамота» — один из первых юридических документов древней Руси.
В январе 1510 года вечевой колокол звучал здесь в последний раз, собирая псковичей на площади. Тогда им была объявлена воля князя Василия III о присоединении Пскова к Московскому государству.
С юга к кремлю примыкает так называемый Довмонтов город; название его связано с именем Довмонта, княжившего в Пскове во второй половине XII века. Выходец из Литвы, принявший православие с именем Тимофей, он особо почитался как мудрый правитель, воин и строитель, а после смерти — небесный покровитель города. Меч князя Довмонта как драгоценная реликвия хранился в ризнице Троицкого собора.
С XIII до начала XVI века Довмонтов город был центром церковного и государственного управления псковской землей. Ансамбль Довмонтова города не имеет прямых аналогов на Руси. Сегодня он объединяет крепостные стены, башню Святых ворот, открытые археологами основания десять древних храмов и нескольких гражданских построек, Приказную палату XVII века и здание консистории XIX века.
В XIV-XVI веках Довмонтов город выглядел иначе. Здесь стояло более полутора десятков храмов, каждый из которых представлял в Кремле свой район или пригород Пскова. Довмонтов город был еще и некрополем — у стен храма находили себе упокоение лучшие из псковичей.
Во время археологических раскопок в восточной части Довмонтова города было сделано великолепное открытие — в трех храмах, сохранившихся до уровня сводов, обнаружено более 150 квадратных метров превосходной фресковой живописи работы псковских мастеров XIV — начала XV веков.
Источник фотографий: Russia.Travel
Псковский кремль расположился на высоком мысу при впадении реки Псковы в Великую. В сердце кремля находится главный храм города — Свято-Троицкий собор.
Первое поселение возникло на месте кремля в середине первого тысячелетия н. э. Оно было основано западно-финскими племенами. В VI-VII веках славяне-кривичи пришли в эти края и поселились здесь. К X веку поселок превратился в город, жители которого занимались ремеслом и торговлей.
Крепость, имевшая в плане форму треугольника, была защищена естественным образом — реками Великой и Псковой. С третьей стороны ее защищал глубокий ров, названные Греблей, над которым была возведена мощная стена — Перси (от старославянского слова «грудь»).
Свято-Троицкий собор стал сердцем Псковской земли. У его стен собиралось псковское вече. При храме велось летописание, хранились важнейшие документы, городская казна. В соборе ставили на княжение князей, тут молились, провожая на войну защитников города и встречая их после побед и поражений.
Воздвигнут Свято-Троицкий собор был по велению Великой Равноапостольной княгини Ольги Российской в середине X века. Это был деревянный храм, возможно, первый на Руси, освященный во имя Святой Троицы. В XII веке по повелению князя Всеволода Гавриила на его месте был построен каменный храм. Самым замечательным был третий Троицкий собор 1367 года, сыгравший важнейшую роль в развитии местной архитектурной традиции.
Нынешний Троицкий собор, четвертый по счету, построен в 1699 году в общерусских московских традициях. Под его кровлей собраны шесть церковных престолов, в подцерковье находятся усыпальницы псковских архиереев и князей. Гордость русского искусства XVII века — серебряный иконостас собора. Особо почитаемые святыни храма — рака с мощами псковских святых, чудотворные иконы, Ольгин крест.
Вечевая площадь была центром политической и общественной жизни средневекового Пскова. Здесь, у стен Троицкого собора, бурлило вече — народное собрание, правившее всей псковской землей. Вече обладало полномочиями заключать мир и объявлять войну, назначать посадников, утверждать законы, принимать решения о строительстве, налогах и сборах. Именно на вече была принята «Псковская судная грамота» — один из первых юридических документов древней Руси.
В январе 1510 года вечевой колокол звучал здесь в последний раз, собирая псковичей на площади. Тогда им была объявлена воля князя Василия III о присоединении Пскова к Московскому государству.
С юга к кремлю примыкает так называемый Довмонтов город; название его связано с именем Довмонта, княжившего в Пскове во второй половине XII века. Выходец из Литвы, принявший православие с именем Тимофей, он особо почитался как мудрый правитель, воин и строитель, а после смерти — небесный покровитель города. Меч князя Довмонта как драгоценная реликвия хранился в ризнице Троицкого собора.
С XIII до начала XVI века Довмонтов город был центром церковного и государственного управления псковской землей. Ансамбль Довмонтова города не имеет прямых аналогов на Руси. Сегодня он объединяет крепостные стены, башню Святых ворот, открытые археологами основания десять древних храмов и нескольких гражданских построек, Приказную палату XVII века и здание консистории XIX века.
В XIV-XVI веках Довмонтов город выглядел иначе. Здесь стояло более полутора десятков храмов, каждый из которых представлял в Кремле свой район или пригород Пскова. Довмонтов город был еще и некрополем — у стен храма находили себе упокоение лучшие из псковичей.
Во время археологических раскопок в восточной части Довмонтова города было сделано великолепное открытие — в трех храмах, сохранившихся до уровня сводов, обнаружено более 150 квадратных метров превосходной фресковой живописи работы псковских мастеров XIV — начала XV веков.
Источник фотографий: Russia.Travel