В современном Башкортостане ведущими конфессиями являются ислам и православие. В Уфе располагается Центральное духовное управление мусульман России, действуют Уфимская епархия Русской православной церкви, еврейская община, различные протестантские течения, общины язычников.
Руководство Башкортостана относится равноудаленно ко всем конфессиям, участвует в восстановлении святынь, возвращении бывших культовых зданий, их реконструкции, строительстве новых.
В историческом аспекте религиозная сторона жизни в республике была своеобразна, как и вся история.
У древних башкир были распространены анимизм, тотемизм (существовали куль- ты волка, журавля, некоторых других животных), магия. В домусульманский период истории башкиры, как считают историки, исповедовали зороастризм и тенгрианство (Тенгри – небо, бог). Зороастрийское мировоззрение хорошо прослеживается в эпосе «Урал -батыр». В нем говорится о непрекращающейся борьбе Добра и Зла во всем мироздании, а также содержатся сведения о поклонении башкир небу.
Начиная с Х в. в среду башкир проникает ислам. Его распространение шло очень медленно. В XIV в. он становится господствующией религией. Однако язычество и пантеизм еще долго не сдавали своих позиций, многие их элементы остались и поныне в виде народных праздников и обычаев.
Со второй пол. XVII в. проводится насильственная христианизация, крещению подвергались в основном переселенцы с Поволжья. Крестить пытались и башкир. Башкирское население ответило рядом восстаний. В 1788 г. Указом Екатерины II было учреждено Уфимское духовное магометанское собрание – исламский центр всей страны, который находится в Уфе и поныне.
Исламские и православные духовные учреждения играли важную роль в образовании, благотворительности, культурной жизни дореволюционной Башкирии.
В советское время многочисленные мечети и медресе, церкви и монастыри постигла та же участь, что и всюду в России. Значительная их часть была разрушена, отдана под зернохранилища и клубы, заброшена.
В 1991 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР», полностью изменивший ситуацию. С тех пор восстановлена значительная часть мечетей и церквей, построены новые, в том числе неведущих конфессий. Башкортостан стал гостеприимным домом не только для представителей разных национальностей, но и разных религий.
Источник фотографий: Russia.Travel
В современном Башкортостане ведущими конфессиями являются ислам и православие. В Уфе располагается Центральное духовное управление мусульман России, действуют Уфимская епархия Русской православной церкви, еврейская община, различные протестантские течения, общины язычников.
Руководство Башкортостана относится равноудаленно ко всем конфессиям, участвует в восстановлении святынь, возвращении бывших культовых зданий, их реконструкции, строительстве новых.
В историческом аспекте религиозная сторона жизни в республике была своеобразна, как и вся история.
У древних башкир были распространены анимизм, тотемизм (существовали куль- ты волка, журавля, некоторых других животных), магия. В домусульманский период истории башкиры, как считают историки, исповедовали зороастризм и тенгрианство (Тенгри – небо, бог). Зороастрийское мировоззрение хорошо прослеживается в эпосе «Урал -батыр». В нем говорится о непрекращающейся борьбе Добра и Зла во всем мироздании, а также содержатся сведения о поклонении башкир небу.
Начиная с Х в. в среду башкир проникает ислам. Его распространение шло очень медленно. В XIV в. он становится господствующией религией. Однако язычество и пантеизм еще долго не сдавали своих позиций, многие их элементы остались и поныне в виде народных праздников и обычаев.
Со второй пол. XVII в. проводится насильственная христианизация, крещению подвергались в основном переселенцы с Поволжья. Крестить пытались и башкир. Башкирское население ответило рядом восстаний. В 1788 г. Указом Екатерины II было учреждено Уфимское духовное магометанское собрание – исламский центр всей страны, который находится в Уфе и поныне.
Исламские и православные духовные учреждения играли важную роль в образовании, благотворительности, культурной жизни дореволюционной Башкирии.
В советское время многочисленные мечети и медресе, церкви и монастыри постигла та же участь, что и всюду в России. Значительная их часть была разрушена, отдана под зернохранилища и клубы, заброшена.
В 1991 г. был принят закон «О свободе совести и религиозных организациях в Башкирской ССР», полностью изменивший ситуацию. С тех пор восстановлена значительная часть мечетей и церквей, построены новые, в том числе неведущих конфессий. Башкортостан стал гостеприимным домом не только для представителей разных национальностей, но и разных религий.
Источник фотографий: Russia.Travel