Вход
0 отзывов
Резьба по дереву
Кировская область, Киров, городской округ Киров, улица Карла Маркса
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Резьба по дереву

Описание

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. 

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба — один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой украшали избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеную и долбленую посуду (чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски). Еще в 20-е годы ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой.

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Самыми распространенными элементами украшения стали: чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы. Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

Объемная резьба. Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII — начала ХVIII веков — иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный, золоченый, в пять ярусов иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Он стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно если общая композиция создавалась резчиком.

Прорезная или пропильная резьба... Ее еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур — все это выпиливается (прорезается — отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.


Источник фотографий: Russia.Travel

Искусство резьбы по дереву известно с давних времен. Именно резными элементами украшались на Руси деревенские и городские деревянные дома. 

Домовая резьба как живой вид народного искусства существует в сельской местности и по сей день, а лежащая в ее основе геометрическая резьба, сформированная на традициях резчиков прялок, пряничных досок, разнообразной домашней утвари, считается вятским народным художественным промыслом. Сложная объемная резьба встречается не только на элементах домов, но и на дорогой вятской мебели и церковных иконостасах в храмах.

Геометрическая резьба — один из самых древних видов резьбы по дереву. Она выполняется в виде двух-, трех- или четырехгранных выемок, образующих на поверхности узор из геометрических фигур — треугольников, квадратов, окружностей.

Геометрической резьбой украшали избы, культовые сооружения (иконостасы, киоты), мебель (столы, лавки, колыбели, сундуки, лари, крюки для рукомойников), точеную и долбленую посуду (чаши, ковши, солонки, подносы, ложки, жбаны) и орудия труда (прялки, ткацкие станы, вальки, швейки, пряничные доски). Еще в 20-е годы ХХ столетия на вятских базарах можно было купить изделия, украшенные искусной резьбой.

Из простейших элементов мастера-резчики научились создавать богатейшие узоры, применяемые для украшения не только шкатулок, но и различных предметов домашнего обихода. Используя традиционные элементы орнамента, мастера строят композицию изделия на круге, который потом тщательно разрабатывается.

Самыми распространенными элементами украшения стали: чистая резьба, глубокая выборка фона, крупные детали орнамента, обязательно заключенного в рамку контурной резьбы. Для обогащения художественного образа изделия мастера используют дополнительные средства для усиления декоративности изделия, применяя в резной шкатулке природные материалы (соломку, тисненую бересту).

Объемная резьба. Каменные храмы, которые начинают строить на Вятской земле с конца ХVII века, украшались традиционным высоким русским иконостасом, как тябловым, так и резным в стиле «московского барокко».

Самый ранний из дошедших до настоящего времени и выдающийся памятник местного монументального декоративно-прикладного искусства конца ХVII — начала ХVIII веков — иконостас Успенского собора вятского Трифонова монастыря. Деревянный, золоченый, в пять ярусов иконостас отличается высоким уровнем профессионального исполнения, является редким образцом «флемской резьбы».

Популярный тип вятского иконостаса второй половины ХVIII века использует прием импульсивного нарастания форм к центру и вверх при сохранении высотного ярусного строения. Другой тип местного иконостаса более статичен по общему рисунку очертаний конструкций. В членение вводятся колонны, сохраняется скульптурное оформление.

Утверждение в начале ХIХ века принципов классицизма в архитектуре вятских иконостасов повлекло за собой появление во многих композициях мотива триумфальной арки. Он стал непременным мотивом вятских классических иконостасов. Арочная дуга размещалась над царскими вратами, усиливая их значимость в композиции.

Работа над украшением иконостасов резьбой менее регламентировалась, чем труд иконописца или зодчего. Декоративное оформление иконостасов резьбой выполнялось мастерами в соответствии со своими вкусами, особенно если общая композиция создавалась резчиком.

Прорезная или пропильная резьба... Ее еще называют сквозной, ажурной за внешнее сходство с кружевами. Ее элементы не имеют фона как такового и часто внутренних площадей фигур — все это выпиливается (прорезается — отсюда и название) лобзиком или пилой. Множественными зубчатыми и ступенчатыми орнаментами украшали наличники, фронтоны домов, а также обрамляли входы над дверьми, перила лестниц и карнизов крылечек.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала