Вход
0 отзывов
Ростовская финифть: лучезарный бренд Ростова Великого
Ярославская область, Ростов, Ростовский район, Борисоглебское шоссе, 3
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Ростовская финифть: лучезарный бренд Ростова Великого

Описание

Ростовская финифть – два слова, которые мы привыкли слышать вместе неразрывно. Мало кто знает о другой, если финифть - то из Ростова.

Финифть, или в переводе с греческого «блестящий, лучезарный камень», пришла на Русь из Византии в X веке, но привычном виде закрепилась лишь в XVII столетии, после изобретения огнеупорных красок на эмалевой основе. Главной темой стала иконопись, а основным центром промысла – город  Ростов Великий. Большое количество монастырей и паломников дали промыслу отличную базу для развития: православной церкви нужны были изящные, долговечные миниатюры для украшения облачения священников и литургической утвари, а паломникам требовались недорогие образки из святых мест.

До начала прошлого века производство финифти было вредным и тяжелым. Чтобы снизить температуру плавления красок, в них добавляли свинец. Но несмотря на это, финифтью в Ростове занимался едва ли не каждый второй двор – так хорошо продавались изделия. В летописях упоминают, что мастерских было больше, чем булочных и аптек.

С приходом советской власти от икон пришлось отказаться, и на смену пришли сначала портреты вождей, а затем примитивная живопись – артель передали под руководство завода эмалированных кастрюль.   В 70-х годах из Жостово пришла мазковая манера письма и растительная тематика. «Цветочки», как ласково называют мотив сами мастерицы, стали настолько известными, что многие ошибочно считают их исконной ростовской финифтью. Всем знакомая скань тоже появилась не сразу, а как следствие совместных проектов ростовских эмальеров и костромских ювелиров.

Сегодня фабрика «Ростовская финифть» работает с самыми разнообразными темами: пишут самолеты, пароходы, нефтяные и газовые вышки, цветочки и, конечно же, иконы. 

В ювелирных изделиях последнее время популярными стали графические решения, строгое литье потеснило ажурную скань, а геометрические орнаменты заменили растительные.

- Финифть – это не тема, это технология изготовления, огненное письмо, если говорить романтичнее, - поясняет Наталья Конова, экскурсовод музея при фабрике, - поэтому изображено может быть все что угодно. Живопись меняется со временем, и благодаря возможностям живописи мы не ограничены.

Процесс изготовления финифти многоступенчат и непрост. Сначала в медном листе вырубается форма, при помощи выковки ей придается объем. Следом форма покрывается базовым слоем эмали: сначала с помощью специального сита эмалевый порошок просеивают на пластину, затем все отправляется в муфельную печь на несколько минут. На подготовленной пластине делается так называемый снимок – схематический рисунок будущего изображения. После картинка прописывается эмалевыми красками в три этапа: малёвок, прочерк и последний – потенок. Прописок может быть и больше, в зависимости от  сложности задумки. В завершение готовая пластина поступает к ювелиру и обрамляется в нарядную оправу из скани.

У мастериц на фабрике нет конкретной тематической специализации, но у каждой есть любимые сюжеты. Многие из работниц закончили Федоскинское художественное училище, а кто-то вообще не имеет специального образования, зато является потомственным эмальером – родители научили. 

Испокон веку финифть была элитарным промыслом, и сегодня Ростов Великий продолжает держать марку. Промысел не просто выжил, но и продолжает активно развиваться, осваивать новые сюжеты, совершенствовать технологии. Познакомиться с ростовской финифтью и создать свою живописную эмалевую пластинку на мастер-классе можно в музее при одноименной фабрике в городе Ростове.

 

 


Источник фотографий: Russia.Travel

Ростовская финифть – два слова, которые мы привыкли слышать вместе неразрывно. Мало кто знает о другой, если финифть - то из Ростова.

Финифть, или в переводе с греческого «блестящий, лучезарный камень», пришла на Русь из Византии в X веке, но привычном виде закрепилась лишь в XVII столетии, после изобретения огнеупорных красок на эмалевой основе. Главной темой стала иконопись, а основным центром промысла – город  Ростов Великий. Большое количество монастырей и паломников дали промыслу отличную базу для развития: православной церкви нужны были изящные, долговечные миниатюры для украшения облачения священников и литургической утвари, а паломникам требовались недорогие образки из святых мест.

До начала прошлого века производство финифти было вредным и тяжелым. Чтобы снизить температуру плавления красок, в них добавляли свинец. Но несмотря на это, финифтью в Ростове занимался едва ли не каждый второй двор – так хорошо продавались изделия. В летописях упоминают, что мастерских было больше, чем булочных и аптек.

С приходом советской власти от икон пришлось отказаться, и на смену пришли сначала портреты вождей, а затем примитивная живопись – артель передали под руководство завода эмалированных кастрюль.   В 70-х годах из Жостово пришла мазковая манера письма и растительная тематика. «Цветочки», как ласково называют мотив сами мастерицы, стали настолько известными, что многие ошибочно считают их исконной ростовской финифтью. Всем знакомая скань тоже появилась не сразу, а как следствие совместных проектов ростовских эмальеров и костромских ювелиров.

Сегодня фабрика «Ростовская финифть» работает с самыми разнообразными темами: пишут самолеты, пароходы, нефтяные и газовые вышки, цветочки и, конечно же, иконы. 

В ювелирных изделиях последнее время популярными стали графические решения, строгое литье потеснило ажурную скань, а геометрические орнаменты заменили растительные.

- Финифть – это не тема, это технология изготовления, огненное письмо, если говорить романтичнее, - поясняет Наталья Конова, экскурсовод музея при фабрике, - поэтому изображено может быть все что угодно. Живопись меняется со временем, и благодаря возможностям живописи мы не ограничены.

Процесс изготовления финифти многоступенчат и непрост. Сначала в медном листе вырубается форма, при помощи выковки ей придается объем. Следом форма покрывается базовым слоем эмали: сначала с помощью специального сита эмалевый порошок просеивают на пластину, затем все отправляется в муфельную печь на несколько минут. На подготовленной пластине делается так называемый снимок – схематический рисунок будущего изображения. После картинка прописывается эмалевыми красками в три этапа: малёвок, прочерк и последний – потенок. Прописок может быть и больше, в зависимости от  сложности задумки. В завершение готовая пластина поступает к ювелиру и обрамляется в нарядную оправу из скани.

У мастериц на фабрике нет конкретной тематической специализации, но у каждой есть любимые сюжеты. Многие из работниц закончили Федоскинское художественное училище, а кто-то вообще не имеет специального образования, зато является потомственным эмальером – родители научили. 

Испокон веку финифть была элитарным промыслом, и сегодня Ростов Великий продолжает держать марку. Промысел не просто выжил, но и продолжает активно развиваться, осваивать новые сюжеты, совершенствовать технологии. Познакомиться с ростовской финифтью и создать свою живописную эмалевую пластинку на мастер-классе можно в музее при одноименной фабрике в городе Ростове.

 

 


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала