Санкт-Петербургский театр марионеток им. Е.С. Деммени - первый в России профессиональный театр кукол. Он организован в 1918 году группой петроградских художников во главе с Любовью Васильевной Шапориной-Яковлевой и назывался Петроградский государственный театр Марионеток. Его занавес впервые поднялся 12 апреля 1919 года. Зрители увидели Сказку о царе Салтане А.С.Пушкина и Вертеп М. Кузьмина.
Марионетка не имеет возраста. Из глубины веков её нити тянутся в Россию XVIII века. В то время границу всё чаще пересекают европейские марионеточники. Мастерство иностранцев приходит на российскую землю и в конце XIX века вместе с Петрушкой, мы видим в балаганах марионеток. В начале XX века искусство серебряного века постигает через марионетку тайные смыслы бытия.
Андрей Белый в союзе с куклой мечтает оживить древние ритуалы. Юлия Слонимская и Пётр Сазонов выбирают для постановки в марионетках французскую балаганную пьесу 17 века Силы любви и волшебства. Её переводит поэт Георгий Иванов. Отложив работу над спектаклем во МХАТе, Мстислав Добужинский мчится в Петроград, чтобы расписать портал и куклу пролога. Силы любви считают предысторией нашего театра. Репетиции и первые представления проходят в особняке Александра Гауша. Среди первых зрителей - Евгений Деммени. В последствии Деммени создаёт свой театр - театр Петрушки, а Гауш становится его художником. В 1930 году Театр Петрушки Евгения Деммени соединился с Театром марионеток Шапориной-Яковлевой под названием Ленинградский государственный кукольный театр под руководством з.а.РСФСР Евг. Деммени.
По существу, история нашего театра отражает всю историю российского театра кукол. В середине 30-х годов театру отдано здание на Невском проспекте 52. Это здание имеет большую культурную и историческую ценность. Впервые это уникальное здание зафиксировано в документах 1832 года. В конце XIX - начале XX веков здесь выставлялись рояли и пианино знаменитой фирмы Шредер (дом принадлежал К.И. Шредеру). В начале века здесь был Концертный зал Общества любителей музыки, где дебютировал великий Д. Шостакович, выступали многие знаменитые музыканты и композиторы: В. Софроницкий, Л. Оборин, М. Юдина, В. Горовиц и др. В 30-х годах эта сцена стала ареной экспериментов, проводимых Евгением Деммени. С 1949 года по 1957 год театр предоставлял помещение Всероссийскому театральному обществу. В здании размещался Дом актёра. В последние годы здесь разработан и воплощён проект создания серии витрин с театральной тематикой. Первая композиция - Белый сон марионеток (художник - Борис Коротеев), -- украсившая вход в театр, стала победителем Первого городского конкурса витрин. К 80-летию театра, в апреле 1999 года открыта ещё одна композиция - Кукольный блюз. Таким образом, околотеатральное пространство в нише перед театром становится уголком особой театральной среды Невского проспекта. Один из основателей российского театра кукол, выдающийся актёр и режиссёр Евгений Сергеевич Деммени около полувека руководил театром.
Уникально и неповторимо многое, что составляет историю театра. Свои первые пьесы писали для театра Евгений Шварц и Самуил Маршак. Здесь были поставлены первые в стране спектакли в куклах по произведениям Сервантеса, Шекспира, Мольера, Свифта, Анатоля Франса, Пушкина, Гоголя, Чехова, Метерлинка. Коллектив театра принимал участие в создании первого в истории российского и европейского кино игрового кукольного фильма Макс и Мориц (1920-е годы). В 1939 году здесь был создан первый в стране телевизионный кукольный фильм Школяр в раю по Г. Саксу. В 1927 году на базе театра были созданы первые в стране курсы по подготовке профессиональных режиссёров, актёров и художников театра кукол. Высоким героическим смыслом наполнена деятельность театра в годы Великой Отечественной войны. Коллектив работал в своём помещении до конца января 1942 года, пока не были отключены свет и вода. Затем театр принимал непосредственное участие в обслуживании фронта. С. Маршак написал памфлет Юный фриц, с ним актёры выступили на передовой более 650 раз. Никто из артистов, ушедших на фронт, не вернулся; из оставшихся многие погибли во время блокады.
Театр пережил военные невзгоды вместе со страной и народом и после войны возродился. Последующие десятилетия принесли нашему коллективу значительные успехи. Творчество театра марионеток под руководством Е.С. Деммени оказало несомненное влияние на развитие этого вида искусства в России. При участии Е. Деммени были открыты театры в Нижнем Новгороде, Свердловске, Харькове, Одессе, Тбилиси, Нежине и других городах. Над оформлением спектакля театра работали такие большие мастера, как Е. Кругликова, Е. Янсон-Манизер, Т. Бруни, Е. Якунин, И. Павлович, М. Артюхова и многие другие. Куклы из спектакля и театра экспонировались на международных выставках в Париже, Варшаве, Бухаресте. А марионетки М. Артюховой к спектаклю Школяр в раю на Всемирной выставке в Брюсселе были отмечены серебрянной медалью. В 20-е годы в театре начала формироваться уникальная коллекция театральных кукол - авторские работы замечательных скульпторов и резчиков по дереву. Среди них - марионетки, приобретённые у народных кукольников и ручные куклы французского театра конца XIX века, купленные Деммени в комиссионном магазине и игравшие в его первых постановках - Арлекинада и Поцелуй Коломбины. Свыше 1000 великолепных марионеток - бесценное сокровище, хранимое в театре.
В настоящее время в репертуаре театра 17 названий, созданных по произведениям русских и зарубежных авторов, разных по стилям и жанрам. У театра обширная гастрольная деятельность, в его активе - участие в крупных международных фестивалях: Канада, Южная Корея, Испания, Швейцария, Франция, Финляндия, Дания, Израиль и т.д. В год театр играет 330 спектаклей, принимая 42000 зрителей. За годы существования в театре воспитаны 4 поколения зрителей и сейчас первые из них приводят сюда своих правнуков. В спектаклях театра используются практически все известные виды кукол: марионетки, петрушки, куклы на тростях, и проч.