История одного из старейших отечественных драматических театров сопоставима с историей развития русского театрального искусства в целом, для которого XIX век стал эпохой формирования в России единого театрального пространства.
Годом основания театра считается 1803. Подобно другим крупным провинциальным городам в начале XIX века, культурную жизнь Саратова в то время определяли спектакли разнообразных гастрольных трупп и постановки любителей, ставивших русские комические оперы, позднее оперетты и драматические спектакли.
Среди любителей выделялся первый в городе литературно-музыкальный кружок просвещенного купечества (Немецкого танцевального клуба). В мае-июне 1859 года купец 1-й гильдии Ф. Шехтель превратил свой загородный сад в увеселительный, центром которого стал деревянный летний театр с партером и ложами: в настоящее время на его месте разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы.
В течение нескольких лет здание театра Шехтеля несколько раз горело, и в 1865 году в городе появилось новое здание. В нем свои спектакли регулярно показывала драматическая труппа, возглавляемая известным тогда антрепренером и актером П. Медведевым. В дальнейшем известные антрепренеры (тот же П. Медведев, Г. Ковров, А. Горин-Горяинов, Н. Собольщиков-Самарин и другие) собирали для Саратова сильные актерские составы с участием А. Ленского, М. Савиной, В. Давыдова, К. Варламова, П. Стрепетовой, В. Комиссаржевской, В. Качалова и других великих русских актеров.
В 1915 году антрепренер и режиссер Мевес арендовал на два года Городской театр (с 1906 года в Саратове функционировал и другой драматический театр на окраине города) и перевел в Саратов труппу, работавшую в Киеве (Д. Смирнов, М. Жвирблис, И. Слонов и др.). Большое влияние на развитие театра оказал И. Слонов, проработавший здесь 30 лет
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Слонов испытал на себе огромное влияние спектаклей Малого и Художественного театров. Восхищаясь творчеством М. Ермоловой, Г. Федотовой, А. Яблочкиной, он с 1903 года стал участвовать в постановках Русского театрального общества и впоследствии был приглашен в Витебский театр. Работал в театре В. Комиссаржевской, в театрах Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска, Киева, Одессы. На провинциальной сцене Слонов приобрел опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения. После Октябрьской революции Слонов окончательно связывает свою творческую жизнь с Саратовским драматическим театром, где он служил с 1915 года и помимо работы в театре занимался педагогической деятельностью, а с 1935 по 1939 годы возглавлял театр. В 2003 году в честь 200-летия Саратовского театра драмы коллективу было присвоено имя И. Слонова.
В советское время театр носил имя К. Маркса, наиболее значительные постановки 1920-х годов тоже овеяны революционной романтикой: «Любовь Яровая» К. Тренева (1926, режиссер А. Канин), «Разлом» Б. Лавренева (1927, режиссер Н. Синельников), «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова (1928, режиссер Нелли-Влад).
В разные годы на сцене театра играли народные артисты СССР Б. Андреев, В. Ермакова, О. Янковский; народные артисты России В. Дворжецкий, С. Бржеский, П. Карганов, Ю. Каюров, А. Колобаев, С. Муратов, Г. Сальников, Л. Шутова, Я. Янин; заслуженные артисты России Н. Алисова, А. Василевский, Н. Гурская, Л. Муратова, В. Соболева, Д. Степурина. Заметный вклад в истории театра оставили Б. Щукин, Г. Банников, А. Вартаньян, С. Сосновский, Г. Келлер, А. Хованский. С историей Саратовского театра драмы связаны имена режиссеров Б. Голубовского, Д. Лядова, Я. Рубина, заслуженного деятеля искусств России И. Ростовцева (режиссер театра в 1940–1942 годах), народного артиста А. Грипич (гл. режиссер — в 1948–1951 годах), заслуженного деятеля искусств России Н. Бондарева (режиссер в 1954-1962 годах), Л. Аронова (главный режиссер театра в 1971–1975 годах), художников Т. Сельвинской, Д. Крымова, А. Арелакова (главный художник в 1960-1970-х годах), блестящего театрального критика Ю. Рыбакова и многих других.
В 1960-е годы старое здание театра было разрушено, а на его месте было построено новое, открытие которого состоялось в 1968 году премьерой спектакля «Русские люди» по пьесе К. Симонова.
Период в творческой жизни театра с 1982 по 1997 годы называют «эпохой Дзеку́на».
А. Дзекун, выдающийся советский, российский и украинский театральный режиссер, народный артист России. Выпускник режиссерского факультета ЛГИТМиКа (педагоги — А. Музель, В. Эринберг, Е. Злобин), он приехал в Саратов в 1974 году по приглашению возглавлявшего в те годы театр Л. Аронова, а в 1982 году стал главным режиссером. С 1991 по сентябрь 1997 года Дзекун был художественным руководителем театра. На сцене Саратовского академического театра драмы он поставил свыше 50 спектаклей. Яркие работы Дзекуна взбудоражили театральную общественность, заставили критику говорить о Саратовском театре драмы, как о ярком самобытном явлении в театральной жизни России. Театр начали приглашать на престижные международные фестивали, где театр неоднократно становился победителем. Спектакль «Жили-были мать да дочь» по Ф.А. Абрамову в постановке Дзекуна в 1988 году получил Государственную премию России им. К.С. Станиславского.
С 1998 по 2005 год главным режиссером театра был А. Кузнецов. В это время состоялись гастроли театра во Франции.
В 2000-е годы, несмотря на то, что основу репертуара коллектива на протяжении многолетней истории составляли спектакли по произведениям отечественной и зарубежной классики, на афишах театра появились имена молодых драматургов: И. Вырыпаева, К. Степанычевой, В. Никифоровой, М. Курочкина, М. МакДонаха, М. Мюллюахо, М. фон Майенбурга.
В театре есть Малая и Третья сцены. Первым зрителями недавно открытой Третьей сцены стали студенты областного колледжа культуры им. Е.Курганова, была представлена программа, посвященная саратовскому губернатору П. Столыпину.
С октября 2005 года по февраль 2008 директором театра был Ю. Кравец. В настоящее время директор театра В. Петренко. Главный художник театра — Ю. Наместников.
Источник фотографий: Russia.Travel
История одного из старейших отечественных драматических театров сопоставима с историей развития русского театрального искусства в целом, для которого XIX век стал эпохой формирования в России единого театрального пространства.
Годом основания театра считается 1803. Подобно другим крупным провинциальным городам в начале XIX века, культурную жизнь Саратова в то время определяли спектакли разнообразных гастрольных трупп и постановки любителей, ставивших русские комические оперы, позднее оперетты и драматические спектакли.
Среди любителей выделялся первый в городе литературно-музыкальный кружок просвещенного купечества (Немецкого танцевального клуба). В мае-июне 1859 года купец 1-й гильдии Ф. Шехтель превратил свой загородный сад в увеселительный, центром которого стал деревянный летний театр с партером и ложами: в настоящее время на его месте разбит сквер, в котором стоит современное здание Саратовского академического театра драмы.
В течение нескольких лет здание театра Шехтеля несколько раз горело, и в 1865 году в городе появилось новое здание. В нем свои спектакли регулярно показывала драматическая труппа, возглавляемая известным тогда антрепренером и актером П. Медведевым. В дальнейшем известные антрепренеры (тот же П. Медведев, Г. Ковров, А. Горин-Горяинов, Н. Собольщиков-Самарин и другие) собирали для Саратова сильные актерские составы с участием А. Ленского, М. Савиной, В. Давыдова, К. Варламова, П. Стрепетовой, В. Комиссаржевской, В. Качалова и других великих русских актеров.
В 1915 году антрепренер и режиссер Мевес арендовал на два года Городской театр (с 1906 года в Саратове функционировал и другой драматический театр на окраине города) и перевел в Саратов труппу, работавшую в Киеве (Д. Смирнов, М. Жвирблис, И. Слонов и др.). Большое влияние на развитие театра оказал И. Слонов, проработавший здесь 30 лет
Выпускник Московского училища живописи, ваяния и зодчества, Слонов испытал на себе огромное влияние спектаклей Малого и Художественного театров. Восхищаясь творчеством М. Ермоловой, Г. Федотовой, А. Яблочкиной, он с 1903 года стал участвовать в постановках Русского театрального общества и впоследствии был приглашен в Витебский театр. Работал в театре В. Комиссаржевской, в театрах Иркутска, Омска, Екатеринодара, Новочеркасска, Киева, Одессы. На провинциальной сцене Слонов приобрел опыт, не утратив непосредственности, искренности исполнения. После Октябрьской революции Слонов окончательно связывает свою творческую жизнь с Саратовским драматическим театром, где он служил с 1915 года и помимо работы в театре занимался педагогической деятельностью, а с 1935 по 1939 годы возглавлял театр. В 2003 году в честь 200-летия Саратовского театра драмы коллективу было присвоено имя И. Слонова.
В советское время театр носил имя К. Маркса, наиболее значительные постановки 1920-х годов тоже овеяны революционной романтикой: «Любовь Яровая» К. Тренева (1926, режиссер А. Канин), «Разлом» Б. Лавренева (1927, режиссер Н. Синельников), «Бронепоезд 14–69» Вс. Иванова (1928, режиссер Нелли-Влад).
В разные годы на сцене театра играли народные артисты СССР Б. Андреев, В. Ермакова, О. Янковский; народные артисты России В. Дворжецкий, С. Бржеский, П. Карганов, Ю. Каюров, А. Колобаев, С. Муратов, Г. Сальников, Л. Шутова, Я. Янин; заслуженные артисты России Н. Алисова, А. Василевский, Н. Гурская, Л. Муратова, В. Соболева, Д. Степурина. Заметный вклад в истории театра оставили Б. Щукин, Г. Банников, А. Вартаньян, С. Сосновский, Г. Келлер, А. Хованский. С историей Саратовского театра драмы связаны имена режиссеров Б. Голубовского, Д. Лядова, Я. Рубина, заслуженного деятеля искусств России И. Ростовцева (режиссер театра в 1940–1942 годах), народного артиста А. Грипич (гл. режиссер — в 1948–1951 годах), заслуженного деятеля искусств России Н. Бондарева (режиссер в 1954-1962 годах), Л. Аронова (главный режиссер театра в 1971–1975 годах), художников Т. Сельвинской, Д. Крымова, А. Арелакова (главный художник в 1960-1970-х годах), блестящего театрального критика Ю. Рыбакова и многих других.
В 1960-е годы старое здание театра было разрушено, а на его месте было построено новое, открытие которого состоялось в 1968 году премьерой спектакля «Русские люди» по пьесе К. Симонова.
Период в творческой жизни театра с 1982 по 1997 годы называют «эпохой Дзеку́на».
А. Дзекун, выдающийся советский, российский и украинский театральный режиссер, народный артист России. Выпускник режиссерского факультета ЛГИТМиКа (педагоги — А. Музель, В. Эринберг, Е. Злобин), он приехал в Саратов в 1974 году по приглашению возглавлявшего в те годы театр Л. Аронова, а в 1982 году стал главным режиссером. С 1991 по сентябрь 1997 года Дзекун был художественным руководителем театра. На сцене Саратовского академического театра драмы он поставил свыше 50 спектаклей. Яркие работы Дзекуна взбудоражили театральную общественность, заставили критику говорить о Саратовском театре драмы, как о ярком самобытном явлении в театральной жизни России. Театр начали приглашать на престижные международные фестивали, где театр неоднократно становился победителем. Спектакль «Жили-были мать да дочь» по Ф.А. Абрамову в постановке Дзекуна в 1988 году получил Государственную премию России им. К.С. Станиславского.
С 1998 по 2005 год главным режиссером театра был А. Кузнецов. В это время состоялись гастроли театра во Франции.
В 2000-е годы, несмотря на то, что основу репертуара коллектива на протяжении многолетней истории составляли спектакли по произведениям отечественной и зарубежной классики, на афишах театра появились имена молодых драматургов: И. Вырыпаева, К. Степанычевой, В. Никифоровой, М. Курочкина, М. МакДонаха, М. Мюллюахо, М. фон Майенбурга.
В театре есть Малая и Третья сцены. Первым зрителями недавно открытой Третьей сцены стали студенты областного колледжа культуры им. Е.Курганова, была представлена программа, посвященная саратовскому губернатору П. Столыпину.
С октября 2005 года по февраль 2008 директором театра был Ю. Кравец. В настоящее время директор театра В. Петренко. Главный художник театра — Ю. Наместников.
Источник фотографий: Russia.Travel