Сартул-Гэгэтуйский дацан расположен на юге Бурятии, в селе Гэгэтуй. Он был основан в 1707 году в виде войлочной кумирни. Это был единственный буддийский храм всех сартульских родов. В 1769 году сартулы построили деревянный дацан близ просёлочного селенгинского тракта, в семи верстах близ селения Торей, в пяти верстах от реки Джиды, в урочище Бургалтай. В 1769 году дацан получил официальную регистрацию в административных органах.
Как отмечал видный исследователь-монголовед А.М. Позднеев, дацан был известен не только среди бурятских кочевий, но и в сопредельной Монголии. Храмовый комплекс Сартульского дацана тех лет включал помимо основного цогчен-дугана восемь малых дуганов. Период расцвета Сартульского дацана закончился в начале XIX века, когда он разделился на Сартульский и Гэгэтуйский.
Как свидетельствует архив дацана, ширетуй Боохай-лама решил перенести дацан из урочища Бургалтай в урочище Гэгэтуйн сала. Часть лам разделяла это решение, другая часть воспротивилась. С разрешения губернатора Боохай-лама перекочевал со своими единомышленниками на новое место с четырьмя аймачными дуганами (сумэ), остальные ламы остались при прежнем приходе. Таким образом, Боохай-лама организовал Гэгэтуйский дацан, который оказался на более удобном месте, защищенном горами от холодных ветров. Через 5-6 лет оставшиеся ламы задумались о перекочевке в урочище Гэгэтуйн сала. В 1815 году Сартульский дацан был перенесен, но это не объединило приход, поскольку прихожане каждого из них привыкли к своему дацану.
Окончательно разделение дацанов произошло в 1853 году. «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири» дало каждому из дацанов самостоятельность и обозначило границы их приходов. В 1865 году Сартульский дацан перекочевал на южную сторону горы Ухэр чулу в местность Убэрцы булак. С тех пор Сартульский дацан неизменно находился на этом месте.
Гэгэтуйский дацан, согласно краткой хронике буддийского монастыря, официальное название которого звучит как Дамба Брэйбулинг, был основан сартульскими родами на берегу реки Бургалтай в виде войлочного дугана, откуда в 1808 году перенесен и поставлен при протоке речки Гэгэтуйн сала. В том же, 1808 году, прихожане дацана решили возвести стационарное каменное сооружение храма, но из-за трудностей дацан был сооружен в деревянном исполнении.
В 1831 году был сооружен новый дацан. В 1840 году в нем насчитывалось 48 лам и 46 хувараков. В то время ширетуем дацана был Чойнжур Рампилов.
В состав храмового комплекса Гэгэтуйского дацана входило пять малых дуганов. Дуганы в честь Будды Аюши (Амитаюс) и в честь шестнадцати верховных проповедников буддизма (впоследствии преобразованный в храм Дара-эхэ, или же в храм Бодхисаттвы Тары) первоначально были построены в 1816 году. В 1818 году в комплекс дацана вошел храм-хранилище буддийского канона Ганджура, в 1823 году — дуган Сарвавид-Вайрочаны или Гунрик сумэ.
Гэгэтуйский дацан до 1884 г. представлял собой симметрично построенный монастырь, в центре которого стоял цогчен-дуган, а по четырем углам возвышались четыре малых дугана, но с реорганизацией храма Ганджур в цаннит-дацан (1882 год) эта симметрия была нарушена.
В 1881 году в монастыре открылся факультет цаннит, на котором послушники получали буддийское философское образование. Так как для факультета необходимо было большое помещение, решили реконструировать один из малых дуганов и ходатайствовали о разрешении построить дуган за пределами дацанской ограды. Здание для богословской школы было пожертвовано местным прихожанином Буянту Сахияевым. Пятое малое здание храма в честь Будды Майтреи было построено на месте храма Ганджур в 1901 году на средства двенадцати прихожан дацана. В июле 1899 года, собравшись на хурал Майтреи, они решили «израсходовать из своих средств каждый по тысяче рублей и устроить при своем приходском дацане из меди статую Будды Майдари.... с помещением для этого кумира... ради умножения блага как нашего собственного, так и всего мира».
Наиболее подробное описание дацана составил А.М. Позднеев, посетивший его в 1909 и 1915 годах в рамках экспедиции по бурятским монастырям. Население дацана составляли пять штатных лам, 250-280 нештатных лам, 60 хувараков, изучающих цаннит. Приход монастыря насчитывал около четырех тысяч человек. Ко времени визита Позднеева в Гэгэтуйский дацан в нем насчитывалось пять больших сумэ. В центре комплекса по традиции располагался Цогчен-дуган. Он имел крестообразную форму и внутри был богато обставлен статуями Будды Шакьямуни, Цзонхавы, гения-хранителя монастыря сахьюсана Чжамсарана, изображениями чистой земли Сукхавати (Дэважин). Цогчен-дуган был окружен с четырех сторон храмами. В храме, посвященном богине Таре, а по другим сведениям Шестнадцати Ставирам (Найдан), хранились маски для мистерии Цам Дуйнхор.
В храме ежегодно проводились мистерии Цам. В середине лета проходил Большой Цам, а весной — Цам Калачакры.
К приходу Гэгэтуйского дацана относились жители Нижнего Бургалтая, Малого Нарына, Гэгэтуя, Цагатуя, Ичетуя. По данным 1853 года прихожанами Гэгэтуйского дацана были 1050 мужчин и 1147 женщин. Прихожане принадлежали к казачьему сословию. В начале XX века их насчитывалось 3860 человек.
В дацане работала собственная типография. Дацан располагал полным собранием тибетского буддийского канона — Ганджур и Данджур.
В 1930—1937 годы в дацане служили около 300 хувараков и лам.
В 1937 году Гэгэтуйский дацан был разрушен, имущество большей частью разграблено, ламы арестованы и высланы из Бурятии. Официально дацан был закрыт по постановлению ЦИК БМАССР от 1 июля 1938 года.
Сартул-Гэгэтуйский дацан относится к Буддийской традиционной Сангхе России. Юридическое название — «МРО буддистов Джидинского района, Сартул-Гэгэтуйский дацан „Дамба Брэйбулинг“».
В 1989 году была создана буддийская община для возрождения объединенного Сартул-Гэгэтуйского дацана. Определили место под строительство дацана — близ села Гэгэтуй. Место освятил лама Дарма-Доди.
3 августа 1990 года открыли дуган, в течение двух дней совершались хуралы. Ширетуем был назначен Жамсуев Балдан-лама.
18 октября 1991 года состоялась торжественная церемония открытия и освящения основного дацана — трехэтажного храма размером 15 на 14 метров.
По инициативе М.Р. Чойбонова был построен лечебный центр восточной медицины «Мамба дуган», открытие которого состоялось в 2002 году.
Источник фотографий: Russia.Travel
Сартул-Гэгэтуйский дацан расположен на юге Бурятии, в селе Гэгэтуй. Он был основан в 1707 году в виде войлочной кумирни. Это был единственный буддийский храм всех сартульских родов. В 1769 году сартулы построили деревянный дацан близ просёлочного селенгинского тракта, в семи верстах близ селения Торей, в пяти верстах от реки Джиды, в урочище Бургалтай. В 1769 году дацан получил официальную регистрацию в административных органах.
Как отмечал видный исследователь-монголовед А.М. Позднеев, дацан был известен не только среди бурятских кочевий, но и в сопредельной Монголии. Храмовый комплекс Сартульского дацана тех лет включал помимо основного цогчен-дугана восемь малых дуганов. Период расцвета Сартульского дацана закончился в начале XIX века, когда он разделился на Сартульский и Гэгэтуйский.
Как свидетельствует архив дацана, ширетуй Боохай-лама решил перенести дацан из урочища Бургалтай в урочище Гэгэтуйн сала. Часть лам разделяла это решение, другая часть воспротивилась. С разрешения губернатора Боохай-лама перекочевал со своими единомышленниками на новое место с четырьмя аймачными дуганами (сумэ), остальные ламы остались при прежнем приходе. Таким образом, Боохай-лама организовал Гэгэтуйский дацан, который оказался на более удобном месте, защищенном горами от холодных ветров. Через 5-6 лет оставшиеся ламы задумались о перекочевке в урочище Гэгэтуйн сала. В 1815 году Сартульский дацан был перенесен, но это не объединило приход, поскольку прихожане каждого из них привыкли к своему дацану.
Окончательно разделение дацанов произошло в 1853 году. «Положение о ламайском духовенстве Восточной Сибири» дало каждому из дацанов самостоятельность и обозначило границы их приходов. В 1865 году Сартульский дацан перекочевал на южную сторону горы Ухэр чулу в местность Убэрцы булак. С тех пор Сартульский дацан неизменно находился на этом месте.
Гэгэтуйский дацан, согласно краткой хронике буддийского монастыря, официальное название которого звучит как Дамба Брэйбулинг, был основан сартульскими родами на берегу реки Бургалтай в виде войлочного дугана, откуда в 1808 году перенесен и поставлен при протоке речки Гэгэтуйн сала. В том же, 1808 году, прихожане дацана решили возвести стационарное каменное сооружение храма, но из-за трудностей дацан был сооружен в деревянном исполнении.
В 1831 году был сооружен новый дацан. В 1840 году в нем насчитывалось 48 лам и 46 хувараков. В то время ширетуем дацана был Чойнжур Рампилов.
В состав храмового комплекса Гэгэтуйского дацана входило пять малых дуганов. Дуганы в честь Будды Аюши (Амитаюс) и в честь шестнадцати верховных проповедников буддизма (впоследствии преобразованный в храм Дара-эхэ, или же в храм Бодхисаттвы Тары) первоначально были построены в 1816 году. В 1818 году в комплекс дацана вошел храм-хранилище буддийского канона Ганджура, в 1823 году — дуган Сарвавид-Вайрочаны или Гунрик сумэ.
Гэгэтуйский дацан до 1884 г. представлял собой симметрично построенный монастырь, в центре которого стоял цогчен-дуган, а по четырем углам возвышались четыре малых дугана, но с реорганизацией храма Ганджур в цаннит-дацан (1882 год) эта симметрия была нарушена.
В 1881 году в монастыре открылся факультет цаннит, на котором послушники получали буддийское философское образование. Так как для факультета необходимо было большое помещение, решили реконструировать один из малых дуганов и ходатайствовали о разрешении построить дуган за пределами дацанской ограды. Здание для богословской школы было пожертвовано местным прихожанином Буянту Сахияевым. Пятое малое здание храма в честь Будды Майтреи было построено на месте храма Ганджур в 1901 году на средства двенадцати прихожан дацана. В июле 1899 года, собравшись на хурал Майтреи, они решили «израсходовать из своих средств каждый по тысяче рублей и устроить при своем приходском дацане из меди статую Будды Майдари.... с помещением для этого кумира... ради умножения блага как нашего собственного, так и всего мира».
Наиболее подробное описание дацана составил А.М. Позднеев, посетивший его в 1909 и 1915 годах в рамках экспедиции по бурятским монастырям. Население дацана составляли пять штатных лам, 250-280 нештатных лам, 60 хувараков, изучающих цаннит. Приход монастыря насчитывал около четырех тысяч человек. Ко времени визита Позднеева в Гэгэтуйский дацан в нем насчитывалось пять больших сумэ. В центре комплекса по традиции располагался Цогчен-дуган. Он имел крестообразную форму и внутри был богато обставлен статуями Будды Шакьямуни, Цзонхавы, гения-хранителя монастыря сахьюсана Чжамсарана, изображениями чистой земли Сукхавати (Дэважин). Цогчен-дуган был окружен с четырех сторон храмами. В храме, посвященном богине Таре, а по другим сведениям Шестнадцати Ставирам (Найдан), хранились маски для мистерии Цам Дуйнхор.
В храме ежегодно проводились мистерии Цам. В середине лета проходил Большой Цам, а весной — Цам Калачакры.
К приходу Гэгэтуйского дацана относились жители Нижнего Бургалтая, Малого Нарына, Гэгэтуя, Цагатуя, Ичетуя. По данным 1853 года прихожанами Гэгэтуйского дацана были 1050 мужчин и 1147 женщин. Прихожане принадлежали к казачьему сословию. В начале XX века их насчитывалось 3860 человек.
В дацане работала собственная типография. Дацан располагал полным собранием тибетского буддийского канона — Ганджур и Данджур.
В 1930—1937 годы в дацане служили около 300 хувараков и лам.
В 1937 году Гэгэтуйский дацан был разрушен, имущество большей частью разграблено, ламы арестованы и высланы из Бурятии. Официально дацан был закрыт по постановлению ЦИК БМАССР от 1 июля 1938 года.
Сартул-Гэгэтуйский дацан относится к Буддийской традиционной Сангхе России. Юридическое название — «МРО буддистов Джидинского района, Сартул-Гэгэтуйский дацан „Дамба Брэйбулинг“».
В 1989 году была создана буддийская община для возрождения объединенного Сартул-Гэгэтуйского дацана. Определили место под строительство дацана — близ села Гэгэтуй. Место освятил лама Дарма-Доди.
3 августа 1990 года открыли дуган, в течение двух дней совершались хуралы. Ширетуем был назначен Жамсуев Балдан-лама.
18 октября 1991 года состоялась торжественная церемония открытия и освящения основного дацана — трехэтажного храма размером 15 на 14 метров.
По инициативе М.Р. Чойбонова был построен лечебный центр восточной медицины «Мамба дуган», открытие которого состоялось в 2002 году.
Источник фотографий: Russia.Travel