Сергиево-Посадский музей был создан в 1920 году. В его основу легло древнее собрание художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры: иконы, шитые покровы и пелены, облачения священнослужителей, рукописные и печатные книги, церковная и светская утварь — в общей сложности около 10 000 экспонатов.
Ежегодно тысячи туристов-паломников приезжают в Сергиев Посад, чтобы посетить Троице-Сергиеву лавру, поклониться мощам и иконам, поприсутствовать на службах в местных храмах. Но не стоит забывать, что лавра — это не только уникальная святыня, но также и уникальный историко-архитектурный памятник. Ближе познакомиться с лаврой-памятником можно в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
Сергиево-Посадский музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанному В.И. Лениным, от 20 апреля 1920 года «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Структура музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, созданной в 1918 и проработавшей до 1925 года. В ее состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной церкви: П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, А.Н. Свирин, Т.Н. Александрова-Дольник, П.Н. Каптерев и другие (большинство из них были впоследствии репрессированы). Основу музейной коллекции составили ценности Лавры — предметы древнерусского искусства.
В основу экспозиции вновь образованного музея-заповедника вошла практически вся монастырская утварь, из которой и формировались музейные выставки. Правда, к 30-м годам антирелигиозные настроения все же победили — выставок постепенно становилось все меньше и меньше. Экспонаты стали передавать в хранилища других музеев.
Реконструкцией объектов Троице-Сергиевой лавры занимались лучшие советские специалисты-архитекторы: П.Д. Сухов (в 20–30-е годы XX века — главный архитектор-реставратор Московского Кремля), А.В. Щусев (выдающийся советский инженер, автор Мавзолея Ленина, здания Казанского вокзала в Москве и других), И.В. Жолтовский (академик архитектуры, автор Московского ипподрома, дома на Моховой и других). Вместе со своими не менее известными коллегами по цеху они участвовали в обсуждении проекта Генерального плана реставрации ансамбля лавры (принят в 1938 году), разработанного инженером-архитектором И.В. Трофимовым.
Великая Отечественная война стала для музея-заповедника тяжелым испытанием: части его экспозиции пришлось пережить эвакуацию на Урал. Однако уже с 1942 года музей возобновляет свою работу, более того, он пользуется огромным спросом у посетителей. С 1942 года по 1944 год его посетило более 35 000 человек.
С окончанием войны у Троице-Сергиевой лавры начинается новая жизнь: мужской монастырь вновь становится действующим, возобновляются богослужения. Московский патриархат активно помогает проводить реставрационные работы на территории лавры. Музей же вновь начинает вести активную выставочную деятельность. Каждый год здесь открываются новые экспозиции, посвященные то древнерусскому искусству, то русскому художественному творчеству, то русскому прикладному искусству.
В 70-х годах музей представил гостям выставки по древнерусской живописи и древнерусскому прикладному искусству. Параллельно с изучением художественных ценностей старины сотрудники музея-заповедника вели активную работу по сбору предметов современного прикладного искусства. Итогом этой работы стала коллекция произведений народного искусства, которой Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает и по сей день и которая является одной из богатейших в России.
В 80-х годах особое внимание научных сотрудников музея привлекает изучение древней истории города и окрестностей, в связи с чем проводится ряд археологических раскопок и разведок. Параллельно с этим идет сбор новых материалов, документов, приобретаются новые экспонаты, собираются старые фотографии, предметы быта, связанные с историей Сергиево-Посадского края. Выставки организуются как из новых поступлений, так и из имеющихся запасов, а также из произведений современных авторов.
В эти же годы сотрудники музея-заповедника кропотливо собирают документы, необходимые для внесения Троице-Сергиевой лавры в число памятников, относящихся к Всемирному культурному наследию ЮНЕСКО. Этот труд увенчался успехом уже в 1993 году.
Кроме того, в 1992 году Сергиево-Посадский музей-заповедник вошел и в список национального культурного наследия России. Постройки внутри лавры, кроме Ризницы и Наместничьих покоев, вернулись Московскому патриархату. Сам же музей переехал в новые помещения в центре Сергиева Посада. На территории Троице-Сергиевой лавры сохранили лишь часть коллекции, которая разместилась в Ризнице и Наместничьих покоях.
Сегодня музей включает четыре помещения в исторической части Сергиева Посада. Это Главный корпус (просп. Красной Армии, 144), Краеведческий отдел музея (Овражный пер., 9а), музейный комплекс «Конный двор» (ул. 1-й Ударной Армии, 2а) и Ризница (на территории Троице-Сергиевой лавры). В Главном корпусе музея организуются художественные выставки, в Краеведческом отделе можно познакомиться с историей города с конца XIX века. В экспозициях историко-архитектурного комплекса «Конный двор» представлены исторические, археологические материалы, а также предметы народного творчества. В Ризнице и Наместничьих покоях посетителей ждут старинные произведения прикладного искусства, живописные полотна, образцы шитья XIV–XIX веков.
Источник фотографий: Russia.Travel
Сергиево-Посадский музей был создан в 1920 году. В его основу легло древнее собрание художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры: иконы, шитые покровы и пелены, облачения священнослужителей, рукописные и печатные книги, церковная и светская утварь — в общей сложности около 10 000 экспонатов.
Ежегодно тысячи туристов-паломников приезжают в Сергиев Посад, чтобы посетить Троице-Сергиеву лавру, поклониться мощам и иконам, поприсутствовать на службах в местных храмах. Но не стоит забывать, что лавра — это не только уникальная святыня, но также и уникальный историко-архитектурный памятник. Ближе познакомиться с лаврой-памятником можно в Сергиево-Посадском государственном историко-художественном музее-заповеднике.
Сергиево-Посадский музей-заповедник создан по Декрету Совета Народных Комиссаров РСФСР, подписанному В.И. Лениным, от 20 апреля 1920 года «Об Обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой Лавры». Структура музея была подготовлена Комиссией по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры, созданной в 1918 и проработавшей до 1925 года. В ее состав входили видные деятели культуры и представители Русской Православной церкви: П.А. Флоренский, Ю.А. Олсуфьев, А.Н. Свирин, Т.Н. Александрова-Дольник, П.Н. Каптерев и другие (большинство из них были впоследствии репрессированы). Основу музейной коллекции составили ценности Лавры — предметы древнерусского искусства.
В основу экспозиции вновь образованного музея-заповедника вошла практически вся монастырская утварь, из которой и формировались музейные выставки. Правда, к 30-м годам антирелигиозные настроения все же победили — выставок постепенно становилось все меньше и меньше. Экспонаты стали передавать в хранилища других музеев.
Реконструкцией объектов Троице-Сергиевой лавры занимались лучшие советские специалисты-архитекторы: П.Д. Сухов (в 20–30-е годы XX века — главный архитектор-реставратор Московского Кремля), А.В. Щусев (выдающийся советский инженер, автор Мавзолея Ленина, здания Казанского вокзала в Москве и других), И.В. Жолтовский (академик архитектуры, автор Московского ипподрома, дома на Моховой и других). Вместе со своими не менее известными коллегами по цеху они участвовали в обсуждении проекта Генерального плана реставрации ансамбля лавры (принят в 1938 году), разработанного инженером-архитектором И.В. Трофимовым.
Великая Отечественная война стала для музея-заповедника тяжелым испытанием: части его экспозиции пришлось пережить эвакуацию на Урал. Однако уже с 1942 года музей возобновляет свою работу, более того, он пользуется огромным спросом у посетителей. С 1942 года по 1944 год его посетило более 35 000 человек.
С окончанием войны у Троице-Сергиевой лавры начинается новая жизнь: мужской монастырь вновь становится действующим, возобновляются богослужения. Московский патриархат активно помогает проводить реставрационные работы на территории лавры. Музей же вновь начинает вести активную выставочную деятельность. Каждый год здесь открываются новые экспозиции, посвященные то древнерусскому искусству, то русскому художественному творчеству, то русскому прикладному искусству.
В 70-х годах музей представил гостям выставки по древнерусской живописи и древнерусскому прикладному искусству. Параллельно с изучением художественных ценностей старины сотрудники музея-заповедника вели активную работу по сбору предметов современного прикладного искусства. Итогом этой работы стала коллекция произведений народного искусства, которой Сергиево-Посадский музей-заповедник располагает и по сей день и которая является одной из богатейших в России.
В 80-х годах особое внимание научных сотрудников музея привлекает изучение древней истории города и окрестностей, в связи с чем проводится ряд археологических раскопок и разведок. Параллельно с этим идет сбор новых материалов, документов, приобретаются новые экспонаты, собираются старые фотографии, предметы быта, связанные с историей Сергиево-Посадского края. Выставки организуются как из новых поступлений, так и из имеющихся запасов, а также из произведений современных авторов.
В эти же годы сотрудники музея-заповедника кропотливо собирают документы, необходимые для внесения Троице-Сергиевой лавры в число памятников, относящихся к Всемирному культурному наследию ЮНЕСКО. Этот труд увенчался успехом уже в 1993 году.
Кроме того, в 1992 году Сергиево-Посадский музей-заповедник вошел и в список национального культурного наследия России. Постройки внутри лавры, кроме Ризницы и Наместничьих покоев, вернулись Московскому патриархату. Сам же музей переехал в новые помещения в центре Сергиева Посада. На территории Троице-Сергиевой лавры сохранили лишь часть коллекции, которая разместилась в Ризнице и Наместничьих покоях.
Сегодня музей включает четыре помещения в исторической части Сергиева Посада. Это Главный корпус (просп. Красной Армии, 144), Краеведческий отдел музея (Овражный пер., 9а), музейный комплекс «Конный двор» (ул. 1-й Ударной Армии, 2а) и Ризница (на территории Троице-Сергиевой лавры). В Главном корпусе музея организуются художественные выставки, в Краеведческом отделе можно познакомиться с историей города с конца XIX века. В экспозициях историко-архитектурного комплекса «Конный двор» представлены исторические, археологические материалы, а также предметы народного творчества. В Ризнице и Наместничьих покоях посетителей ждут старинные произведения прикладного искусства, живописные полотна, образцы шитья XIV–XIX веков.
Источник фотографий: Russia.Travel