В древности этот струнный инструмент был непременным участником любых черкесских семейных праздников. Его необычный звук нежно вплетался в узор национальной мелодии, придавая ей уникальный колорит.
На большое празднество приглашали до 12 музыкантов, чтобы играть на шикапшине по очереди. В прошлом столетии шикапшина была незаслуженно забыта.
Восстановил ее музыкант и народный мастер России по изготовлению народных инструментов Владимир Ойберман. Он немного усовершенствовал шикапшину, добавив инструменту еще две струны. Возможности инструмента стали шире и так началось ее возрождение.
Название «шыкIэпшынэ» происходит от двух черкесских слов: шича – конский хвост и пшина – музыкальный инструмент. А «конским хвостом» зовется она, потому что и струны, и смычок сделаны из конского волоса.
В прошлом для натирания смычка музыканты использовали животный жир, теперь – обычную канифоль. Встречаются шикапшины разной формы: кинжалообразные, лодкообразные, овальные, трапециевидные. Для изготовления инструмента могут использоваться разные материалы: ясень, самшит или ольха, причем корпус у инструмента обязательно должен быть долбленый. По кабардинской традиции корпус шикапшины делают из древесины грецкого ореха. В прежние времена считалось, что это дерево священно, а сам инструмент имеет связь с потусторонним миром, как и тот, кто на нем играет.
Шикапшину, или камыль, использовали, к примеру, для поиска утопленников. Исполнитель шел по берегу и играл. В том месте, где под водой лежал утопленник, звук обрывался.
На шикапшине исполняли так называемые врачевальные песни и мелодии. Известен, к примеру, старинный обряд чапщ, когда к смертельно больному человеку приглашали музыканта, и считалось, что только звук его шикапшины мог увеселить дух умирающего.
У кабардинских наигрышей свои каноны. Там совсем другие размеры, отличные от привычной европейской квадратности, но от этого они не получаются более узкими. Даже, скорее, наоборот. Шикапшина в руках настоящего мастера способна многое рассказать.
Источник фотографий: Russia.Travel
В древности этот струнный инструмент был непременным участником любых черкесских семейных праздников. Его необычный звук нежно вплетался в узор национальной мелодии, придавая ей уникальный колорит.
На большое празднество приглашали до 12 музыкантов, чтобы играть на шикапшине по очереди. В прошлом столетии шикапшина была незаслуженно забыта.
Восстановил ее музыкант и народный мастер России по изготовлению народных инструментов Владимир Ойберман. Он немного усовершенствовал шикапшину, добавив инструменту еще две струны. Возможности инструмента стали шире и так началось ее возрождение.
Название «шыкIэпшынэ» происходит от двух черкесских слов: шича – конский хвост и пшина – музыкальный инструмент. А «конским хвостом» зовется она, потому что и струны, и смычок сделаны из конского волоса.
В прошлом для натирания смычка музыканты использовали животный жир, теперь – обычную канифоль. Встречаются шикапшины разной формы: кинжалообразные, лодкообразные, овальные, трапециевидные. Для изготовления инструмента могут использоваться разные материалы: ясень, самшит или ольха, причем корпус у инструмента обязательно должен быть долбленый. По кабардинской традиции корпус шикапшины делают из древесины грецкого ореха. В прежние времена считалось, что это дерево священно, а сам инструмент имеет связь с потусторонним миром, как и тот, кто на нем играет.
Шикапшину, или камыль, использовали, к примеру, для поиска утопленников. Исполнитель шел по берегу и играл. В том месте, где под водой лежал утопленник, звук обрывался.
На шикапшине исполняли так называемые врачевальные песни и мелодии. Известен, к примеру, старинный обряд чапщ, когда к смертельно больному человеку приглашали музыканта, и считалось, что только звук его шикапшины мог увеселить дух умирающего.
У кабардинских наигрышей свои каноны. Там совсем другие размеры, отличные от привычной европейской квадратности, но от этого они не получаются более узкими. Даже, скорее, наоборот. Шикапшина в руках настоящего мастера способна многое рассказать.
Источник фотографий: Russia.Travel