Вход
0 отзывов
Шум-гора
Новгородская область, Батецкий район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Шум-гора

Категории

Описание

Комплекс археологических объектов, который учёные именуют Передольским погостом, расположен на левом берегу реки Луги. Особое значение всему комплексу памятников придает Шум-гора. С этим гигантским сооружением связан целый комплекс легенд, обеспечивших ему широкую известность, хотя часть из них носит явно позднейший, «книжный» характер. Тем не менее, Шум-гора действительно, уникальна: единственная из всех известных сопок, она имеет двухступенчатую форму – террасу на середине высоты. Высота ее составляет 12 м (с учетом естественной возвышенности – 13,5 м), диаметр – 70-75 м. Можно считать эту насыпь самой высокой из всех известных сохранившихся сопок и «больших курганов» I-II тысячеления н. э. в Европе.

Раскопки «на снос» означали бы уничтожение совершенно уникального памятника. В связи с этим Шум-гору исследовали с использованием геофизических методов, в результате был определен состав внутреннего наполнения тела кургана и в верхней части кургана (5 м выше основания), возможно, расположены остатки погребальной камеры.

Строительство такого в высшей степени «престижного» культово-погребального сооружения возле древнерусского поселения не могло быть случайным. По легенде, именно в районе Передольского погоста происходила жестокая битва, в которой и сложил голову легендарный Рюрик. Похоронить павшего с княжескими почестями, жертвоприношениями и тризной сразу после битвы не представилось возможным, а потому его вместе с дюжиной самых верных ратников просто засыпали камнями. Когда же весть о гибели Рюрика дошла до его дяди, норвежского конунга, тот якобы выслал дружину для организации похорон. Тела Рюрика и сподвижников освободили от камней и перезахоронили со всеми почестями в специально подготовленном месте. Была ли это Шум-гора? Ученые не могут сказать ни да, ни нет. 

Называют курган Шум-горой, так как по местным легендам, в осенние и дождливые дни с вершины кургана доносятся плачущие звуки. По другим преданиям, стоя на горе, можно было услышать, как проходит служба в церкви, находящейся в нескольких километрах отсюда. Еще, по словам местных жителей, здесь когда-то, еще задолго до Литовского нашествия, стояла церковь. За что-то Бог прогневался на народ, и церковь во время богослужения провалилась сквозь землю вместе с богомольцами, а на месте церкви явилась сопка.

В другой интерпретации, на Шум-горе стояла церковь. Пришли во время богослужения какие-то неприятели, богомольцев избили, а церковь разрушили и потом засыпали землею, таким образом появилась на свет сопка. На этом-то основании, говорят, и ставились кресты на вершине сопки: в 1820-х годах на ней стояло три деревянных креста, а в середине 20 века – один.  

По мнению некоторых исследователей, Шум-гора звучит от того, что при сильном ветре потоки воздуха проходят через каменный лабиринт внутри, создавая шумовой эффект.     

Важным моментом следует считать то, что на Шум-гору в XIX – начале ХХ века ходили крестным ходом один раз в год, на второй день после праздника Троицы, когда православные по традиции посещают на кладбище родные могилы. Наиболее важным и эффективным считалось именно в этот день и именно на Шум-горе молить бога о дожде.

Шум-гора воспринималась, как место священное и одновременно нечистое (жилище нечистой силы). Деревья, росшие на сопке, нельзя было рубить, нельзя использовать для нужд человека. Засохшие, их сжигали на месте. Шум-горе приносили жертвы – ленточки, деньги. Всё это бросалось в ямку на вершине. Припав к ней ухом, слушали «шум» внутри сопки. Также говорили: «Бросишь 3 копейки – ничего не будет, а бросишь 5 копеек – зазвенит!»


Источник фотографий: Russia.Travel

Комплекс археологических объектов, который учёные именуют Передольским погостом, расположен на левом берегу реки Луги. Особое значение всему комплексу памятников придает Шум-гора. С этим гигантским сооружением связан целый комплекс легенд, обеспечивших ему широкую известность, хотя часть из них носит явно позднейший, «книжный» характер. Тем не менее, Шум-гора действительно, уникальна: единственная из всех известных сопок, она имеет двухступенчатую форму – террасу на середине высоты. Высота ее составляет 12 м (с учетом естественной возвышенности – 13,5 м), диаметр – 70-75 м. Можно считать эту насыпь самой высокой из всех известных сохранившихся сопок и «больших курганов» I-II тысячеления н. э. в Европе.

Раскопки «на снос» означали бы уничтожение совершенно уникального памятника. В связи с этим Шум-гору исследовали с использованием геофизических методов, в результате был определен состав внутреннего наполнения тела кургана и в верхней части кургана (5 м выше основания), возможно, расположены остатки погребальной камеры.

Строительство такого в высшей степени «престижного» культово-погребального сооружения возле древнерусского поселения не могло быть случайным. По легенде, именно в районе Передольского погоста происходила жестокая битва, в которой и сложил голову легендарный Рюрик. Похоронить павшего с княжескими почестями, жертвоприношениями и тризной сразу после битвы не представилось возможным, а потому его вместе с дюжиной самых верных ратников просто засыпали камнями. Когда же весть о гибели Рюрика дошла до его дяди, норвежского конунга, тот якобы выслал дружину для организации похорон. Тела Рюрика и сподвижников освободили от камней и перезахоронили со всеми почестями в специально подготовленном месте. Была ли это Шум-гора? Ученые не могут сказать ни да, ни нет. 

Называют курган Шум-горой, так как по местным легендам, в осенние и дождливые дни с вершины кургана доносятся плачущие звуки. По другим преданиям, стоя на горе, можно было услышать, как проходит служба в церкви, находящейся в нескольких километрах отсюда. Еще, по словам местных жителей, здесь когда-то, еще задолго до Литовского нашествия, стояла церковь. За что-то Бог прогневался на народ, и церковь во время богослужения провалилась сквозь землю вместе с богомольцами, а на месте церкви явилась сопка.

В другой интерпретации, на Шум-горе стояла церковь. Пришли во время богослужения какие-то неприятели, богомольцев избили, а церковь разрушили и потом засыпали землею, таким образом появилась на свет сопка. На этом-то основании, говорят, и ставились кресты на вершине сопки: в 1820-х годах на ней стояло три деревянных креста, а в середине 20 века – один.  

По мнению некоторых исследователей, Шум-гора звучит от того, что при сильном ветре потоки воздуха проходят через каменный лабиринт внутри, создавая шумовой эффект.     

Важным моментом следует считать то, что на Шум-гору в XIX – начале ХХ века ходили крестным ходом один раз в год, на второй день после праздника Троицы, когда православные по традиции посещают на кладбище родные могилы. Наиболее важным и эффективным считалось именно в этот день и именно на Шум-горе молить бога о дожде.

Шум-гора воспринималась, как место священное и одновременно нечистое (жилище нечистой силы). Деревья, росшие на сопке, нельзя было рубить, нельзя использовать для нужд человека. Засохшие, их сжигали на месте. Шум-горе приносили жертвы – ленточки, деньги. Всё это бросалось в ямку на вершине. Припав к ней ухом, слушали «шум» внутри сопки. Также говорили: «Бросишь 3 копейки – ничего не будет, а бросишь 5 копеек – зазвенит!»


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала