Дербент в ХIХ столетии заселялся по такому принципу: верхняя, самая старая часть города, ближе к Нарын-кала, – мусульманская; в центральной, равнинной части жили преимущественно евреи, а еще ниже, ближе к морю – армяне и русские.
Тогда главную еврейскую улицу Таги-Заде называли «Келе-Куче», что означает «Большая (длинная) улица», а другое ее название – «Джугут махаля» (Еврейский квартал). На этой улице и стоит Большая дербентская синагога – «Келе-Нумаз».
Синагога «Келе-Нумаз» была построена на средства пяти братьев – купцов Ханукаевых. Архитектор, подготовивший проект здания, неизвестен. Синагога была открыта в 1914 году. Однако за прошедшие сто лет здание сильно устарело. В настоящее время синагога находится в ведомстве ФЕОР.
К моменту установления советской власти в городе существовало 11 еврейских культовых сооружений, в том числе: синагога «Келе-Нумаз», построенная братьями Ханукаевыми, и синагога «Эшкенази» европейских евреев, молитвенные дома и молельни – «Хивро», «Ханухи», «Огьо», «Мильхочи», названные по именам их хозяев или по названиям тех селений, откуда пришли их основатели – «Орогьи» (Араг), «Мугъорти» (Мугарты) и «Пенджи» (Хели-Пенджи).
В ноябре 1903 года начальник гражданской части на Кавказе в ответ на просьбу горских евреев края предписал городу построить для горских евреев молельню, но чтобы она «…не именовалась ни синагогой, ни молитвенным домом или школой».
В феврале 1904 года еврейское общество обратилось к городским властям с просьбой о выделении земли под постройку новой синагоги.
В прошении говорилось, что еще во времена дербентского хана горские евреи построили для себя синагогу на 2-й Комендантской улице (имелась в виду синагога «Мидраш Ильягу»), но со временем численность их увеличилась, и синагога не вмешает молящихся, поэтому еврейское общество просит выделить бесплатно участок под строительство новой синагоги.
Однако городские власти, руководствуясь вышеуказанным предписанием начальника на Кавказе, запрещавшего строительство в городе синагоги, выделило еврейской общине города участок в 300 кв. саженей для строительства молитвенного дома на углу Голицынской улицы (ныне ул. Буйнакского) и Колодезного переулка (ныне пер. Чапаева).
Источник фотографий: Russia.Travel
Дербент в ХIХ столетии заселялся по такому принципу: верхняя, самая старая часть города, ближе к Нарын-кала, – мусульманская; в центральной, равнинной части жили преимущественно евреи, а еще ниже, ближе к морю – армяне и русские.
Тогда главную еврейскую улицу Таги-Заде называли «Келе-Куче», что означает «Большая (длинная) улица», а другое ее название – «Джугут махаля» (Еврейский квартал). На этой улице и стоит Большая дербентская синагога – «Келе-Нумаз».
Синагога «Келе-Нумаз» была построена на средства пяти братьев – купцов Ханукаевых. Архитектор, подготовивший проект здания, неизвестен. Синагога была открыта в 1914 году. Однако за прошедшие сто лет здание сильно устарело. В настоящее время синагога находится в ведомстве ФЕОР.
К моменту установления советской власти в городе существовало 11 еврейских культовых сооружений, в том числе: синагога «Келе-Нумаз», построенная братьями Ханукаевыми, и синагога «Эшкенази» европейских евреев, молитвенные дома и молельни – «Хивро», «Ханухи», «Огьо», «Мильхочи», названные по именам их хозяев или по названиям тех селений, откуда пришли их основатели – «Орогьи» (Араг), «Мугъорти» (Мугарты) и «Пенджи» (Хели-Пенджи).
В ноябре 1903 года начальник гражданской части на Кавказе в ответ на просьбу горских евреев края предписал городу построить для горских евреев молельню, но чтобы она «…не именовалась ни синагогой, ни молитвенным домом или школой».
В феврале 1904 года еврейское общество обратилось к городским властям с просьбой о выделении земли под постройку новой синагоги.
В прошении говорилось, что еще во времена дербентского хана горские евреи построили для себя синагогу на 2-й Комендантской улице (имелась в виду синагога «Мидраш Ильягу»), но со временем численность их увеличилась, и синагога не вмешает молящихся, поэтому еврейское общество просит выделить бесплатно участок под строительство новой синагоги.
Однако городские власти, руководствуясь вышеуказанным предписанием начальника на Кавказе, запрещавшего строительство в городе синагоги, выделило еврейской общине города участок в 300 кв. саженей для строительства молитвенного дома на углу Голицынской улицы (ныне ул. Буйнакского) и Колодезного переулка (ныне пер. Чапаева).
Источник фотографий: Russia.Travel