Вход
0 отзывов
Собор Святой Софии
Новгородская область, Великий Новгород, городской округ Великий Новгород, Новгородский кремль, 15
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Собор Святой Софии

Описание

«Там, где Святая София, там и Новгород», говорят на Руси уже тысячу лет, с тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей.

Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Он строился с 1045 по 1050 годы и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что на время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде.

Легенда гласит, что во время росписи купола там, где должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка — Киевский храм, не сохранившийся до наших дней.

В Мартирьевской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены, датированные XI веком. Они достаточно необычны: эта фреска была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. От алтаря XI века сохранились две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел». Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом; его изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Икона Божьей Матери «Знамение» собора, написанная в 1170 году, считается чудотворной; по преданию, она защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Эта история легла в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется — «Битва новгородцев с суздальцами».

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити, нацарапанные «писалом» — инструментом для письма на бересте, хотя еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нашего времени эти надписи. Они носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований, и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир. Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, в конце XIX века.

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса: главный — Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение», а на Рождественском иконостасе сразу две иконы, считающиеся чудодейственными: «Тихвинская Богоматерь» и «Спас на престоле». Богоматерь Тихвинская — наиболее почитаемая икона. Икона, называемая «Спас на престоле», была написана в XVI веке поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось; его можно увидеть через специально сделанные небольшие окошечки.


Источник фотографий: Russia.Travel

«Там, где Святая София, там и Новгород», говорят на Руси уже тысячу лет, с тех самых пор, когда в XI веке был построен грандиозный собор Софии Премудрости Божьей.

Храм был заложен Ярославом Мудрым и его сыном Владимиром. Он строился с 1045 по 1050 годы и является самой древней из сохранившихся каменных построек Руси. Сами новгородцы во все времена относились к собору с величайшим благоговением. Например, они считали, что именно благодаря заступничеству Софии их город никогда не подвергался набегам татар. Известно, что 1238 году их отряды повернули назад, не дойдя совсем немного до города. Горожане увидели в этом Божье знамение. В 1391 году город был спасен от страшного мора. И снова новгородцы соотнесли это с заступничеством Святой Софии. Нужно заметить, что на время своей постройки храм был единственным каменным зданием в Новгороде.

Легенда гласит, что во время росписи купола там, где должен был быть изображен Спаситель с простертой десницей, рука Иисуса Христа оказалась сжатой в кулак. Фреску переписывали несколько раз, пока художнику не приснился сон, в котором Христос говорил, что он специально сжал ладонь, чтобы держать там Новгород.

Собор имеет пять куполов. В XV веке центральный из них был покрыт позолотой, что придало храму еще более величественный вид. Одновременно с позолотой купола на кресте был укреплен свинцовый голубь, символизирующий Святой Дух. На Руси того времени была еще одна такая же постройка — Киевский храм, не сохранившийся до наших дней.

В Мартирьевской паперти сохранились удивительные изображения Святых Константина и Елены, датированные XI веком. Они достаточно необычны: эта фреска была написана не по сырой штукатурке, как обычно, а по сухой. Исследователи считают, что именно в такой технике были расписаны древние деревянные церкви Руси.

Окончательное оформления внутреннего убранства Софийского собора было завершено в XII веке. От алтаря XI века сохранились две иконы: «Спас на престоле» и «Апостолы Петр и Павел». Новый иконостас, более высокий, был установлен в Софийском соборе гораздо позже, в XIV-XVI веках.

Сегодня посетители могут войти в собор через северные двери. Главными же считаются западные ворота, они открываются во время торжественных богослужений. Ворота эти тоже необычны. Они попали в Новгород как военный трофей из Швеции в XII веке. Изготовлены ворота были в Германии, в городе Магдебурге. В XV веке ворота были реконструированы русским мастером Авраамом; его изображение сегодня можно увидеть на воротах рядом с изображением немецких литейных дел мастеров Вейсмута и Риквина.

Икона Божьей Матери «Знамение» собора, написанная в 1170 году, считается чудотворной; по преданию, она защитила город от нашествия Суздальцев. Событие это сыграло такую большую роль в жизни города, что по сей день празднуется как почитаемый церковный праздник. Эта история легла в основу сюжета другой известной иконы, которая так и называется — «Битва новгородцев с суздальцами».

На стенах Софийского собора сохранились не только фрагменты фресковых росписей XII века, но и древние граффити, нацарапанные «писалом» — инструментом для письма на бересте, хотя еще в X веке князь Киевской Руси Владимир Креститель указом запретил вырезать надписи на стенах храмов. Именно Новгород, архитектура которого не была разрушена набегами татар, в наибольшем объеме донес до нашего времени эти надписи. Они носят характер обращения к христианскому Богу, но попадаются и такие, которые несут на себе отголосок языческих верований, и надписи чисто бытовой направленности.

Именно благодаря граффити известны имена некоторых мастеров, которые работали когда-то при постройке и украшении этого шедевра древнерусского зодчества. Это Георгий, Стефан и Сежир. Известно, что после постройки храм был расписан лишь частично, отдельными фрагментами. Настоящие работы по росписи собора начались только в 1108 году. Эти работы частично скрыли более ранние фрески, но они были обнаружены во время реставрации собора, в конце XIX века.

В Софийском соборе сегодня имеется два иконостаса: главный — Успенский и Рождественский. Перед Успенским иконостасом можно увидеть чудотворную икону «Божья Матерь Знамение», а на Рождественском иконостасе сразу две иконы, считающиеся чудодейственными: «Тихвинская Богоматерь» и «Спас на престоле». Богоматерь Тихвинская — наиболее почитаемая икона. Икона, называемая «Спас на престоле», была написана в XVI веке поверх более древнего изображения, которое тоже сохранилось; его можно увидеть через специально сделанные небольшие окошечки.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала