Курская земля щедро одарена природой и богата событиями истории. Все знают о сказочном «Соловье разбойнике». Жителей региона и в настоящее время называют соловьями – Курскими соловьями.
Некоторые варианты былины Соловья-разбойника называют Соловьем Рахматовичем или Ахматовичем. Исследователи былин давно связали Соловья-разбойника со злым курским баскаком», зная летописную повесть о ханском баскаке (сборщике дани), Ахмате Темировиче, который выделялся жадностью и жестокостью, он был баскаком в Курском княжении в последней четверти XIII века.
Опираясь на упомянутые в былине географические объекты, которые существовали уже в эпоху Киевской Руси и существуют до сих пор, вспоминая фрагмент былины: Илья освободил город и спрашивал мужичков, как напрямик проехать в Киев. Ему отвечают: «напрямки до Киева пять сотен верст. Но прямоезжая дорога заказана. Сидит на ней Соловей-разбойник». И дальше рассказывается, как проехать до гнезда Соловья-разбойника: «…у той ли то у Грязи-то у Черноей, да у той ли у березы, у покляпыя, да у той ли у речки у Смородины, у того креста у Леванидова, сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын». Это описание дороги дается в былине стереотипно четыре раза.
Ориентиром направления на Курский край - это речка Смородинка, которая действительно протекает на территории Курской области, название свое она получила от кустов черной смородины. А что такое Черные грязи? Это видно, в частности, из фразы: «…ехал мимо Грязи, мимо Черной». И действительно, в Курской области есть село с названием «Черная Грязь». И действительно, Село названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город находился где-то поблизости. Еще один ориентир: мужички предлагают богатырю ехать мимо… березы. В километрах семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. И кем бы на самом деле не был былинный Соловей – баскаком, хранящим дань, или просто разбойником, отбирающим добро у путешественников, именно здесь в свое время был найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков.
Итак, Илья, освободив некий городок от разбойников, спрашивает местных мужичков, как проехать в Киев? Проехать-то можно, да только...
… у той ли, у Грязи-то у черной,
Да у то ли у березы, у покляпые,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста, у Левонидова...
Теперь о таинственном Левонидовом кресте. На самом деле тайны тут нет. Кресты в древности часто ставили на перепутьях-перекрестках. На речных путях кресты высекали из камня и устанавливали их на берегу реки или даже в русле на опасных для судов местах. Некоторые из крестов были именными. Например, Борисовы кресты на Северной Двине с надписью «Господи, помози рабу товоему, Борису». «Знаем мы, — сообщает ученый, — Игнач-крест, Стерженский, Лопастицкий, Волховский, Нерльский и другие». И здесь возможные возражения о несудоходности Свапы, доказано, что по Свапе в старые времена через несуществующее уже сегодня Самодуровское озеро шло одно из ответвлений пути «из варяг в греки».
Левонидов крест стоял на речном перекрестке при впадении Свапы в Сейм. Это как раз на продолжении пути Ильи мимо села Черные Грязи и Березы к Соловью-разбойнику.
А где же жил сам разбойник-баскак? «Как раз там, где по былинному рассказу положено быть гнезду Соловья-разбойника, среди болот возвышается еще одно городище. Археологическая разведка показала, что оно было обитаемо как раз в эпоху Киевской Руси. Но городом не было, просто укрепленное поселение. Имя этого городища... Соловейня». По-другому это место называли Соловей гора. И не случайно: по былине у Соловья было жилище огороженное и с крепкими воротами. Стоит добавить, что местное население до сих пор хранит предание о том, что именно здесь при устье Свапы и жил Соловей - разбойник.
Сегодня Соловей – разбойник - активный участник выставок, акций и праздников. Образ персонажа был представлен на Всемирных сказочных играх на Вятке в 2014 и в 2016 году.
Источник фотографий: Russia.Travel
Курская земля щедро одарена природой и богата событиями истории. Все знают о сказочном «Соловье разбойнике». Жителей региона и в настоящее время называют соловьями – Курскими соловьями.
Некоторые варианты былины Соловья-разбойника называют Соловьем Рахматовичем или Ахматовичем. Исследователи былин давно связали Соловья-разбойника со злым курским баскаком», зная летописную повесть о ханском баскаке (сборщике дани), Ахмате Темировиче, который выделялся жадностью и жестокостью, он был баскаком в Курском княжении в последней четверти XIII века.
Опираясь на упомянутые в былине географические объекты, которые существовали уже в эпоху Киевской Руси и существуют до сих пор, вспоминая фрагмент былины: Илья освободил город и спрашивал мужичков, как напрямик проехать в Киев. Ему отвечают: «напрямки до Киева пять сотен верст. Но прямоезжая дорога заказана. Сидит на ней Соловей-разбойник». И дальше рассказывается, как проехать до гнезда Соловья-разбойника: «…у той ли то у Грязи-то у Черноей, да у той ли у березы, у покляпыя, да у той ли у речки у Смородины, у того креста у Леванидова, сидит Соловей Разбойник Одихмантьев сын». Это описание дороги дается в былине стереотипно четыре раза.
Ориентиром направления на Курский край - это речка Смородинка, которая действительно протекает на территории Курской области, название свое она получила от кустов черной смородины. А что такое Черные грязи? Это видно, в частности, из фразы: «…ехал мимо Грязи, мимо Черной». И действительно, в Курской области есть село с названием «Черная Грязь». И действительно, Село названо Илье мужичками освобожденного города в качестве начального ориентира на пути в столицу. Тогда освобожденный богатырем город находился где-то поблизости. Еще один ориентир: мужички предлагают богатырю ехать мимо… березы. В километрах семи к югу от села Черная Грязь, на правом берегу Свапы, находится большое старинное село Береза при устье реки Березы. И кем бы на самом деле не был былинный Соловей – баскаком, хранящим дань, или просто разбойником, отбирающим добро у путешественников, именно здесь в свое время был найден большой клад арабских серебряных монет-дирхемов IX—Х веков.
Итак, Илья, освободив некий городок от разбойников, спрашивает местных мужичков, как проехать в Киев? Проехать-то можно, да только...
… у той ли, у Грязи-то у черной,
Да у то ли у березы, у покляпые,
Да у той ли речки у Смородины,
У того креста, у Левонидова...
Теперь о таинственном Левонидовом кресте. На самом деле тайны тут нет. Кресты в древности часто ставили на перепутьях-перекрестках. На речных путях кресты высекали из камня и устанавливали их на берегу реки или даже в русле на опасных для судов местах. Некоторые из крестов были именными. Например, Борисовы кресты на Северной Двине с надписью «Господи, помози рабу товоему, Борису». «Знаем мы, — сообщает ученый, — Игнач-крест, Стерженский, Лопастицкий, Волховский, Нерльский и другие». И здесь возможные возражения о несудоходности Свапы, доказано, что по Свапе в старые времена через несуществующее уже сегодня Самодуровское озеро шло одно из ответвлений пути «из варяг в греки».
Левонидов крест стоял на речном перекрестке при впадении Свапы в Сейм. Это как раз на продолжении пути Ильи мимо села Черные Грязи и Березы к Соловью-разбойнику.
А где же жил сам разбойник-баскак? «Как раз там, где по былинному рассказу положено быть гнезду Соловья-разбойника, среди болот возвышается еще одно городище. Археологическая разведка показала, что оно было обитаемо как раз в эпоху Киевской Руси. Но городом не было, просто укрепленное поселение. Имя этого городища... Соловейня». По-другому это место называли Соловей гора. И не случайно: по былине у Соловья было жилище огороженное и с крепкими воротами. Стоит добавить, что местное население до сих пор хранит предание о том, что именно здесь при устье Свапы и жил Соловей - разбойник.
Сегодня Соловей – разбойник - активный участник выставок, акций и праздников. Образ персонажа был представлен на Всемирных сказочных играх на Вятке в 2014 и в 2016 году.
Источник фотографий: Russia.Travel