Спасо-Преображенский собор относится к ансамблю Мирожского монастыря в Пскове. Каменный собор был поставлен новгородской строительной артелью во второй четверти XII века по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта; в несколько измененном виде собор сохранился до наших дней. Он представлял собой нестандартный в то время для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В этом перестроенном виде такой тип храма был использован в качестве образца при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге в 1153 году и строительстве в Пскове собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, датируемого 1310-1311 годами.
Внутренней отделкой храма занимались греческие мастера, им принадлежит фресковая живопись собора. До сегодняшнего дня сохранилось не менее 80% первоначальной росписи. Алтарь, купол, своды и стены собора украшены крупномасштабными композициями «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Эти сюжеты дополнены разнообразными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII века.
Забеленные в позднем Средневековье фрески были вновь открыты во второй половине XIX века и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX веке периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают гостей непревзойденным мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.
В историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря также входят памятники более позднего времени. Среди них необходимо отметить теплую трапезную церковь Святого Стефана Архидьякона, возведенную в конце XVII — начале XVIII веков на Святых Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII века с колокольней 1879 года; деревянный настоятельский дом. Все эти постройки, теперь окруженные монастырской оградой, являют собой свидетельство былой славы и величия этого древнего монастыря.
Источник фотографий: Russia.Travel
Спасо-Преображенский собор относится к ансамблю Мирожского монастыря в Пскове. Каменный собор был поставлен новгородской строительной артелью во второй четверти XII века по заказу новгородского архиепископа Св. Нифонта; в несколько измененном виде собор сохранился до наших дней. Он представлял собой нестандартный в то время для древнерусской архитектуры тип крестово-купольного храма с пониженными боковыми апсидами и западными угловыми компартиментами. Последние, впрочем, были вскоре надстроены теми же мастерами до высоты основного объема здания. В этом перестроенном виде такой тип храма был использован в качестве образца при возведении несохранившейся Климентовской церкви в Старой Ладоге в 1153 году и строительстве в Пскове собора Рождества Богородицы Снетогорского монастыря, датируемого 1310-1311 годами.
Внутренней отделкой храма занимались греческие мастера, им принадлежит фресковая живопись собора. До сегодняшнего дня сохранилось не менее 80% первоначальной росписи. Алтарь, купол, своды и стены собора украшены крупномасштабными композициями «Деисус», «Вознесение», «Рождество Христово», «Успение Богоматери», «Сретение», «Богоявление», «Воскрешение Лазаря», «Распятие», «Снятие с креста», «Воскресение Господне», «Сошествие Святого Духа на Апостолов». Эти сюжеты дополнены разнообразными евангельскими сценами и фигурами святых. Уникальный по полноте сохранившийся ансамбль древнерусских фресок тесно связан с классическими памятниками греческого искусства XII века.
Забеленные в позднем Средневековье фрески были вновь открыты во второй половине XIX века и вскоре записаны клеевой живописью мастерами палехского подрядчика Н.М. Сафонова. В XX веке периодически велись работы по раскрытию древней фресковой живописи и укреплению красочного слоя. Освобожденные от клеевого плена фрески Спасо-Преображенского собора поражают гостей непревзойденным мастерством исполнения, яркостью и насыщенностью тонов, классической иконографией.
В историко-архитектурный ансамбль Спасо-Мирожского монастыря также входят памятники более позднего времени. Среди них необходимо отметить теплую трапезную церковь Святого Стефана Архидьякона, возведенную в конце XVII — начале XVIII веков на Святых Вратах монастыря; братский двухэтажный корпус XVIII века с колокольней 1879 года; деревянный настоятельский дом. Все эти постройки, теперь окруженные монастырской оградой, являют собой свидетельство былой славы и величия этого древнего монастыря.
Источник фотографий: Russia.Travel