Вход
0 отзывов
Ступа Дандарона
Республика Бурятия, Кижингинский район
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Ступа Дандарона

Категории

Описание

Находится в 5,9 км на восток от с. Усть-Орот на Плоской горе. Ступа необычной формы издали привлекает внимание. Нижняя часть Ступы представляет собой четырехступенчатый квадрат, средняя часть оформлена в виде полусферы, на которой установлена квадратной формы «хармика» с глазами, увенчанная в свою очередь острым высоким шпилем, завершающимся золотисто-перламутровым знаком «соембо» или «сваямбху». Высота сооружения около 4 м. Внутри ступы находятся «звезды дхармодай», в центре которых верхняя часть «яйца» с прахом Бидии Дандарона и внутренний «Красный субурган».

Бидия Дандарович Дандарон родился в 1914 г на чабанском гурте, не доезжая до с. Усть-Орот, если ехать от Хоринска по долине Кодуна. Мать Бальжима Абидуевна (1869-1973) была сначала замужем за Дандаром Базаровым и у них было пятеро детей. После смерти первого мужа сошлась с Дорже Бадмаевым — тантристом, философом и поэтом, и у них родилось еще двое детей, в т.ч. Бидия. Поскольку Бадмаев был ламой, Бидии дали фамилию, производную от имени первого мужа Бальжимы Дандара — Дандарон.

В Бидии Лубсан Сандан признал новое рождение своего недавно умершего учителя Джаяг-ламы. Вскоре из Тибета приехала делегация лам, они тоже признали в Бидии Джаяг-ламу и хотели забрать его с собой, но Лубсан Сандан не дал этого сделать.

В 1921 г в возрасте семи лет, в шести километрах на запад от Чесана в Шолутайском дацане Бидия Дандарон был провозглашен полным наследником духовной власти Лубсана Сандана и стал Дхармараджей.

В 1923 г Дандарон поступил в Кижингинскую районную опорную единую трудовую школу в первый класс. Его учителями были будущий известный писатель Х. Намсараев и дипломированный учитель Хакчинов.

В 1933 г Бидия Дандарович поступил в Институт гражданского воздушного флота. Параллельно посещал лекции на восточном факультете. В 1937 г., когда он был на 4 курсе, его арестовали. После первого тюремного наказания Дандарон вернулся в Кижингу в феврале 1943 г.

Дандарон — буддийский философ, ученый-тибетолог и религиозный деятель. Ему принадлежит исследование базовых положений философии буддизма, переводы сочинений авторитетных тибетских ученых-буддистов ХVIII в., практических текстов буддийской Тантры. Б.Д. Дандарон совместно с Ю.Н. Рерихом разработал план буддологических исследований и в 1962 г. издал совместно с Б.Ф. Семичовым «Тибетско-русский словарь». Дандарон был связующим звеном между классической наукой в аспекте русского востоковедения и современного буддизма. Известный в Бурятии перерожденец, носивший высокий титул Дхармараджи, Бидия Дандарович постоянно подвергался преследованиям властей и пробыл в заключение в общей сложности 14 лет.

В 60-х гг. ХХ в. Дандарон возглавил группу буддистов, в основе европейцев, и провозгласил необходимость проповеди буддизма на западе. Дандарон стремился к синтезу классического буддизма и представлений о мире современной науки, что привело к созданию необуддизма, положения которого он изложил и в статьях, и в сочинении «Мысли буддистов». Известными его работами стали переводы исторического сочинения тибетского ученого XVIII в. Сумпы Кенпо «История Кукунора» и последняя работа — «Черная Тетрадь», посвященная нравственным задачам буддизма в современном обществе.

В 1973 г. Дандарон ушел из жизни в колонии Выдрино, где и был похоронен. Позже по прошению родственников Дандарона прах было разрешено перевезти на родину для перезахоронения. Но никто из родственников для этой операции не выехал из Кижинги. Прах Б.Д. Дандарона 15 ноября 1997 г. был извлечен из могилы его учениками. Ночь машина с прахом стояла у И. Васильевой, его ученицы, на Шишковке. Затем прах был перевезен в Кижингу.

Через год, в июне 1998 г., прах Дандарона хоронится на Плоской горе, что выше Соорхэ. Для этого в земле было сооружено хранилище праха в виде полуяйца с большой полуосью в 2 м. 19 июля 1998 г. хранилище было герметично закрыто металлической крышкой с необходимой символикой. В 2002 г. из многочисленных проектов ступы был выбран последний и сооружены две «дхармодаи» (два пересекающихся треугольника) из бетона над нижним полуяйцом. 

Зимой 2002-2003 гг. в Санкт-Петербурге была изготовлена «сваямбха» для внутреннего, так называемого «Красного субургана», отлили «бинду» (каплевидная форма навершия сваямбхи). «Луну» отлили из серебра, а «солнце» из рубинного стекла. Одновременно в Кижинге создавали внутреннюю Красную ступу. Сначала были возведены из бетона 4 ступени основания и сферическая часть ступы. 1 августа 2003 г. «сваямбха», венчающая Красный субурган, заключена в «яйцо» на Горе. 15 октября 2003 г. был водружен купол сферы Ступы. Его ставили с помощью экскаватора-крана строители моста через Кудун. Зимой 2003-2004 г. в Кижинге делали диски для шпиля ступы. В Москве создавалась «сваямбха» внешней ступы, которая в натуральную величину была 70×70 см. После нескольких этапов, от гипса до композитного материала, «сваямбха» была отвезена на золочение. Ее покрыли четырьмя слоями сусального золота. «Луна» была создана в виде лодки, «солнце» — в виде шара, а «бинду» — с тремя изгибами. Доставили «сваямбху» в Кижингу самолетом. 15 июля 2004 г. на шпиль водрузили сваямбху. 18 июля последние взмахи кисти завершили покраску Ступы белоснежной стойкой фасадной краской. К этому времени на Гору уже съехались родственники Дандарона, жители Кижинги и Усть-Орота. Всего присутствовало около 70 человек. В 2004 г. была завершена архитектурная часть строительства Ступы. Осталось нарисовать на вертикальных плоскостях хармики глаза, которые были нарисованы на всех четырех гранях с 9 по 13 августа. Кроме того, решили к языкам колокольчиков, прикрепленных к зонту, привязать ленты 5 цветов. Это создало необходимую парусность, и на ветру Ступа «заговорила» нежным перезвоном. В 2006 г. ступу освятили

За ступой Дандарона строится субурган его отцу Дорже Бадмаеву.



Источник фотографий: Russia.Travel

Находится в 5,9 км на восток от с. Усть-Орот на Плоской горе. Ступа необычной формы издали привлекает внимание. Нижняя часть Ступы представляет собой четырехступенчатый квадрат, средняя часть оформлена в виде полусферы, на которой установлена квадратной формы «хармика» с глазами, увенчанная в свою очередь острым высоким шпилем, завершающимся золотисто-перламутровым знаком «соембо» или «сваямбху». Высота сооружения около 4 м. Внутри ступы находятся «звезды дхармодай», в центре которых верхняя часть «яйца» с прахом Бидии Дандарона и внутренний «Красный субурган».

Бидия Дандарович Дандарон родился в 1914 г на чабанском гурте, не доезжая до с. Усть-Орот, если ехать от Хоринска по долине Кодуна. Мать Бальжима Абидуевна (1869-1973) была сначала замужем за Дандаром Базаровым и у них было пятеро детей. После смерти первого мужа сошлась с Дорже Бадмаевым — тантристом, философом и поэтом, и у них родилось еще двое детей, в т.ч. Бидия. Поскольку Бадмаев был ламой, Бидии дали фамилию, производную от имени первого мужа Бальжимы Дандара — Дандарон.

В Бидии Лубсан Сандан признал новое рождение своего недавно умершего учителя Джаяг-ламы. Вскоре из Тибета приехала делегация лам, они тоже признали в Бидии Джаяг-ламу и хотели забрать его с собой, но Лубсан Сандан не дал этого сделать.

В 1921 г в возрасте семи лет, в шести километрах на запад от Чесана в Шолутайском дацане Бидия Дандарон был провозглашен полным наследником духовной власти Лубсана Сандана и стал Дхармараджей.

В 1923 г Дандарон поступил в Кижингинскую районную опорную единую трудовую школу в первый класс. Его учителями были будущий известный писатель Х. Намсараев и дипломированный учитель Хакчинов.

В 1933 г Бидия Дандарович поступил в Институт гражданского воздушного флота. Параллельно посещал лекции на восточном факультете. В 1937 г., когда он был на 4 курсе, его арестовали. После первого тюремного наказания Дандарон вернулся в Кижингу в феврале 1943 г.

Дандарон — буддийский философ, ученый-тибетолог и религиозный деятель. Ему принадлежит исследование базовых положений философии буддизма, переводы сочинений авторитетных тибетских ученых-буддистов ХVIII в., практических текстов буддийской Тантры. Б.Д. Дандарон совместно с Ю.Н. Рерихом разработал план буддологических исследований и в 1962 г. издал совместно с Б.Ф. Семичовым «Тибетско-русский словарь». Дандарон был связующим звеном между классической наукой в аспекте русского востоковедения и современного буддизма. Известный в Бурятии перерожденец, носивший высокий титул Дхармараджи, Бидия Дандарович постоянно подвергался преследованиям властей и пробыл в заключение в общей сложности 14 лет.

В 60-х гг. ХХ в. Дандарон возглавил группу буддистов, в основе европейцев, и провозгласил необходимость проповеди буддизма на западе. Дандарон стремился к синтезу классического буддизма и представлений о мире современной науки, что привело к созданию необуддизма, положения которого он изложил и в статьях, и в сочинении «Мысли буддистов». Известными его работами стали переводы исторического сочинения тибетского ученого XVIII в. Сумпы Кенпо «История Кукунора» и последняя работа — «Черная Тетрадь», посвященная нравственным задачам буддизма в современном обществе.

В 1973 г. Дандарон ушел из жизни в колонии Выдрино, где и был похоронен. Позже по прошению родственников Дандарона прах было разрешено перевезти на родину для перезахоронения. Но никто из родственников для этой операции не выехал из Кижинги. Прах Б.Д. Дандарона 15 ноября 1997 г. был извлечен из могилы его учениками. Ночь машина с прахом стояла у И. Васильевой, его ученицы, на Шишковке. Затем прах был перевезен в Кижингу.

Через год, в июне 1998 г., прах Дандарона хоронится на Плоской горе, что выше Соорхэ. Для этого в земле было сооружено хранилище праха в виде полуяйца с большой полуосью в 2 м. 19 июля 1998 г. хранилище было герметично закрыто металлической крышкой с необходимой символикой. В 2002 г. из многочисленных проектов ступы был выбран последний и сооружены две «дхармодаи» (два пересекающихся треугольника) из бетона над нижним полуяйцом. 

Зимой 2002-2003 гг. в Санкт-Петербурге была изготовлена «сваямбха» для внутреннего, так называемого «Красного субургана», отлили «бинду» (каплевидная форма навершия сваямбхи). «Луну» отлили из серебра, а «солнце» из рубинного стекла. Одновременно в Кижинге создавали внутреннюю Красную ступу. Сначала были возведены из бетона 4 ступени основания и сферическая часть ступы. 1 августа 2003 г. «сваямбха», венчающая Красный субурган, заключена в «яйцо» на Горе. 15 октября 2003 г. был водружен купол сферы Ступы. Его ставили с помощью экскаватора-крана строители моста через Кудун. Зимой 2003-2004 г. в Кижинге делали диски для шпиля ступы. В Москве создавалась «сваямбха» внешней ступы, которая в натуральную величину была 70×70 см. После нескольких этапов, от гипса до композитного материала, «сваямбха» была отвезена на золочение. Ее покрыли четырьмя слоями сусального золота. «Луна» была создана в виде лодки, «солнце» — в виде шара, а «бинду» — с тремя изгибами. Доставили «сваямбху» в Кижингу самолетом. 15 июля 2004 г. на шпиль водрузили сваямбху. 18 июля последние взмахи кисти завершили покраску Ступы белоснежной стойкой фасадной краской. К этому времени на Гору уже съехались родственники Дандарона, жители Кижинги и Усть-Орота. Всего присутствовало около 70 человек. В 2004 г. была завершена архитектурная часть строительства Ступы. Осталось нарисовать на вертикальных плоскостях хармики глаза, которые были нарисованы на всех четырех гранях с 9 по 13 августа. Кроме того, решили к языкам колокольчиков, прикрепленных к зонту, привязать ленты 5 цветов. Это создало необходимую парусность, и на ветру Ступа «заговорила» нежным перезвоном. В 2006 г. ступу освятили

За ступой Дандарона строится субурган его отцу Дорже Бадмаеву.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала