Скалистые неприступные склоны священной горы Цей-Лоам (3171 м) часто скрыты туманом или окутаны облаками. Изменчивый вид горы, в глазах средневековых ингушей придавал ей ореол святости и таинственности. В древней ингушской мифологии гора Цей-Лоам отождествлялась с троном божества Селы — небесного громовержца и покровителя природных явлений.
Жизнь горцев всегда была полна опасностей и лишений и зависела от капризов природы. Необъяснимые природные явления, болезни и опустошительные эпидемии — все это наводило суеверный страх и ужас. Чувствуя свое бессилие перед силами стихии, люди стали постепенно «заселять» горы богами, добрыми и злыми духами, душами умерших предков, у которых искали помощи и покровительства.
В народе считалось, что Села — самый справедливый и наиболее почитаемый и могущественный бог в ингушском языческом пантеоне, повелитель погодных явлений грома и молний — имеет свой трон на горе Цей-Лоам. Если она не закрыта тучами, значит, Села отдыхает, и не будет непогоды и дождей. У Селы есть огромный меч, которым он рубит зловредных духов «цолаш» и шайтанов, которые временами подкрадываются к горе Цай-Лоам, чтобы навредить ему. Проснувшись, тогда он в гневе кричит и рубит их саблей. Вот поэтому в грозу сверкает молния и гремит гром.
Место, куда ударяла молния, считалось священным, отмеченным Селой. На этом месте воздвигалось небольшое столпообразное святилище — сиелинг. Если же молния поражала человека или домашнее животное, они также считались отмеченными Селой, им посвящалось святилище — элгыц. А погибший от удара молнии человек становился родовым божком.
Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника.
По воле Селы, богиня Миха-нана гоняет ветер, а богиня Хи-нана льет дождь. Его дочь, которую зовут Села Сата, была большой искусницей. Она могла за одну ночь соткать и сшить одежду на шестьдесят человек. Села Сата дала женщинам нитки, иголку, наперсток и ножницы. Села дал людям саблю, кинжал и ружье.
Если у Цей-Лоама кто-нибудь видел летающего орла, он возносил ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике орла, самой быстрой и сильной из всех птиц. Смелость и быстрота полета орла ассоциировались с грозой и огненными стрелами-молниями — проявлениями воли божества Селы.
Именем Селы был назван один из весенних месяцев (май), и посвящен один день недели — среда.
Источник фотографий: Russia.Travel
Скалистые неприступные склоны священной горы Цей-Лоам (3171 м) часто скрыты туманом или окутаны облаками. Изменчивый вид горы, в глазах средневековых ингушей придавал ей ореол святости и таинственности. В древней ингушской мифологии гора Цей-Лоам отождествлялась с троном божества Селы — небесного громовержца и покровителя природных явлений.
Жизнь горцев всегда была полна опасностей и лишений и зависела от капризов природы. Необъяснимые природные явления, болезни и опустошительные эпидемии — все это наводило суеверный страх и ужас. Чувствуя свое бессилие перед силами стихии, люди стали постепенно «заселять» горы богами, добрыми и злыми духами, душами умерших предков, у которых искали помощи и покровительства.
В народе считалось, что Села — самый справедливый и наиболее почитаемый и могущественный бог в ингушском языческом пантеоне, повелитель погодных явлений грома и молний — имеет свой трон на горе Цей-Лоам. Если она не закрыта тучами, значит, Села отдыхает, и не будет непогоды и дождей. У Селы есть огромный меч, которым он рубит зловредных духов «цолаш» и шайтанов, которые временами подкрадываются к горе Цай-Лоам, чтобы навредить ему. Проснувшись, тогда он в гневе кричит и рубит их саблей. Вот поэтому в грозу сверкает молния и гремит гром.
Место, куда ударяла молния, считалось священным, отмеченным Селой. На этом месте воздвигалось небольшое столпообразное святилище — сиелинг. Если же молния поражала человека или домашнее животное, они также считались отмеченными Селой, им посвящалось святилище — элгыц. А погибший от удара молнии человек становился родовым божком.
Когда долго не бывало осадков, люди выносили тела этих покойников из склепа, и Села посылал дождь, чтобы им омыть тело этого покойника.
По воле Селы, богиня Миха-нана гоняет ветер, а богиня Хи-нана льет дождь. Его дочь, которую зовут Села Сата, была большой искусницей. Она могла за одну ночь соткать и сшить одежду на шестьдесят человек. Села Сата дала женщинам нитки, иголку, наперсток и ножницы. Села дал людям саблю, кинжал и ружье.
Если у Цей-Лоама кто-нибудь видел летающего орла, он возносил ему молитву, так как считалось, что Села иногда летает по небу в облике орла, самой быстрой и сильной из всех птиц. Смелость и быстрота полета орла ассоциировались с грозой и огненными стрелами-молниями — проявлениями воли божества Селы.
Именем Селы был назван один из весенних месяцев (май), и посвящен один день недели — среда.
Источник фотографий: Russia.Travel