На высоком крутом отроге горы, в 1 километре от села Харисджин выше по течению реки Фиагдон находится святилище Мады Майрам. В 20 метрах к востоку расположена сигнально-сторожевая башня «Уаллаг рухс масыг» («Верхняя светлая башня»).
Рассказывает краевед и историк Т.П. Плиев: «Эта маленькая церквушка была выстроена специально для хранения знаменитой иконы Иверской Богоматери Чудотворной, позже было прибавлено — Моздокской. История этой иконы такова. Грузинская царица Тамара, дочь осетинской (аланской) царевны Бурдухан и супруга Давида Сослана (во втором браке) была заинтересована в укреплении христианства в Осетии. Царица Тамара попросила своего придворного иконописца снять первую копию со знаменитой афонской иконы Иверской Богоматери. Иконописец, получив такой державный заказ, шесть недель держал строжайший пост, молился, дважды в день купался в парном молоке и после такого очищения, после такой подготовки, он написал эту икону (конец XII века). Икону царица Тамара с доверенными служителями церкви направила в Осетию и по пути, где они ночевали, строили потом часовни. В Южной Осетии две часовни до сих пор сохранились. В Куртатинском ущелье (Хилакское ущелье), на дороге оживленного караванного пути из Закавказья, была построена маленькая церковь, где 600 лет, вплоть до присоединения Осетии к России (1774 год), хранилась чудотворная икона. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма под можжевельником. В конце XVIII века чудотворный образ Богородицы был перенесен с гор в равнинный город Моздок, где она хранилась в специально построенном для нее Успенском соборе. К величайшему сожалению, в середине ХХ века эта бесценная реликвия исчезла. В 1900 году часовня была восстановлена жителями селения Харисджин. Их имена были выбиты на каменной плите, которая была установлена возле входа: „Сей обрушенной деревни богомольной дом во имя Святой Богородицы обновили харисгинцы 1900 мъ году въ нем изъдревли празднуютъ в недели блудного сына и въ денъ Троицы Труженники были Илясъ Гагоевъ, Гакго Гутиевъ, Тепсарко Марзагановъ, Илясъ Цигоевъ, Ахмет Марзагановъ, Наурузъ Текавъ, Андрбекъ Цикоев“. В советское время святилище обветшало, была разрушена кровля. И только в 90-х годах оно было восстановлено группой энтузиастов. Здесь нет священнослужителей и святилище никем не охраняется. Оно является достоянием всего народа и охраняется местными жителями».
Здесь матери молятся за здоровье детей и благополучие семьи, а незамужние девушки просят женского счастья. Загадав заветное желание, они привязывают ленточку к ветке дерева, пишут записки с пожеланиями к Мады Майрам и оставляют небольшое денежное пожертвование.
Дни празднования: на Успение Божией Матери — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Источник фотографий: Russia.Travel
На высоком крутом отроге горы, в 1 километре от села Харисджин выше по течению реки Фиагдон находится святилище Мады Майрам. В 20 метрах к востоку расположена сигнально-сторожевая башня «Уаллаг рухс масыг» («Верхняя светлая башня»).
Рассказывает краевед и историк Т.П. Плиев: «Эта маленькая церквушка была выстроена специально для хранения знаменитой иконы Иверской Богоматери Чудотворной, позже было прибавлено — Моздокской. История этой иконы такова. Грузинская царица Тамара, дочь осетинской (аланской) царевны Бурдухан и супруга Давида Сослана (во втором браке) была заинтересована в укреплении христианства в Осетии. Царица Тамара попросила своего придворного иконописца снять первую копию со знаменитой афонской иконы Иверской Богоматери. Иконописец, получив такой державный заказ, шесть недель держал строжайший пост, молился, дважды в день купался в парном молоке и после такого очищения, после такой подготовки, он написал эту икону (конец XII века). Икону царица Тамара с доверенными служителями церкви направила в Осетию и по пути, где они ночевали, строили потом часовни. В Южной Осетии две часовни до сих пор сохранились. В Куртатинском ущелье (Хилакское ущелье), на дороге оживленного караванного пути из Закавказья, была построена маленькая церковь, где 600 лет, вплоть до присоединения Осетии к России (1774 год), хранилась чудотворная икона. Трижды за это время церковь сгорала до основания. И каждый раз икону находили неподалеку от храма под можжевельником. В конце XVIII века чудотворный образ Богородицы был перенесен с гор в равнинный город Моздок, где она хранилась в специально построенном для нее Успенском соборе. К величайшему сожалению, в середине ХХ века эта бесценная реликвия исчезла. В 1900 году часовня была восстановлена жителями селения Харисджин. Их имена были выбиты на каменной плите, которая была установлена возле входа: „Сей обрушенной деревни богомольной дом во имя Святой Богородицы обновили харисгинцы 1900 мъ году въ нем изъдревли празднуютъ в недели блудного сына и въ денъ Троицы Труженники были Илясъ Гагоевъ, Гакго Гутиевъ, Тепсарко Марзагановъ, Илясъ Цигоевъ, Ахмет Марзагановъ, Наурузъ Текавъ, Андрбекъ Цикоев“. В советское время святилище обветшало, была разрушена кровля. И только в 90-х годах оно было восстановлено группой энтузиастов. Здесь нет священнослужителей и святилище никем не охраняется. Оно является достоянием всего народа и охраняется местными жителями».
Здесь матери молятся за здоровье детей и благополучие семьи, а незамужние девушки просят женского счастья. Загадав заветное желание, они привязывают ленточку к ветке дерева, пишут записки с пожеланиями к Мады Майрам и оставляют небольшое денежное пожертвование.
Дни празднования: на Успение Божией Матери — 28 августа (15 августа по старому стилю).
Источник фотографий: Russia.Travel