С 1926 по 1999 годы, пока Троицкий собор был закрыт, храм в честь великомученика Георгия «за верхом» выполнял функцию кафедрального. В этом храме и сейчас находится главная святыня калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери.
Двухэтажный пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Окончание постройки каменного храма относится к 1701 году. По преданию, храм был построен Иваном Коробовым — сыном купца Кирилла Ивановича Коробова, чьи палаты находятся неподалеку от храма. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом» (речь идет о Березуйском овраге).
Храм выполнен в стиле построек времен царя Алексея Михайловича, или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Верхний храм имеет всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи.
Пятиярусный иконостас верхнего храма относится ко второй половине XVIII века. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII века, то это предание можно считать достоверным.
Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII веке архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом.
С 1960 года собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения.
Источник фотографий: Russia.Travel
С 1926 по 1999 годы, пока Троицкий собор был закрыт, храм в честь великомученика Георгия «за верхом» выполнял функцию кафедрального. В этом храме и сейчас находится главная святыня калужской земли — чудотворная Калужская икона Божией Матери.
Двухэтажный пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней издалека обращает на себя внимание стройностью пропорций и богатыми архитектурными деталями. Окончание постройки каменного храма относится к 1701 году. По преданию, храм был построен Иваном Коробовым — сыном купца Кирилла Ивановича Коробова, чьи палаты находятся неподалеку от храма. Название храма связано с топографическими особенностями города — слово «верх» на местном крестьянском наречии означало овраг, следовательно, прибавление «за верхом» означает «за оврагом» (речь идет о Березуйском овраге).
Храм выполнен в стиле построек времен царя Алексея Михайловича, или в стиле «московского барокко». Корпус храма и наружная отделка сохранились почти полностью. Верхний храм имеет всего один придел — во имя Воздвижения Креста Господня. В нижнем этаже три придела: главный — во имя великомученика Георгия Победоносца, южный — во имя иконы Божией Матери «Утоли моя печали» и северный — во имя Иоанна Предтечи.
Пятиярусный иконостас верхнего храма относится ко второй половине XVIII века. Его довольно пышная потолочная резьба выполнена в стиле московского барокко. Большинство икон, которые мы видим в иконостасе верхнего храма, были написаны специально для него. В нижний же храм, по окончании строительства каменного собора, иконы для трехъярусного иконостаса были перенесены, по преданию, из прежнего деревянного храма. И если судить по двум реставрированным иконам нижнего храма — великомученика Георгия Победоносца и великомученицы Параскевы Пятницы, датируемым специалистами концом XVI — началом XVII века, то это предание можно считать достоверным.
Колокольня Георгиевского собора — один из самых блестящих образцов распространенного в XVII веке архитектурного типа. Трехъярусный четверик легко несет восьмигранный звон, завершенный высоким шатровым верхом.
С 1960 года собор является памятником архитектуры и градостроительства республиканского значения.
Источник фотографий: Russia.Travel