Монастырь называют Далматовским в честь его основателя, преподобного Далмата Исетского — в миру Дмитрия Мокринского, потомка одного из казаков дружины Ермака. В возрасте 48 лет, после смерти жены, он оставил службу, имение, детей и принял Мшштеский постриг в Невьянском Богоявленском монастыре, но вскоре предпочел поселиться отшельником в землянке на высоком берегу Исети, близ родника. Со временем вокруг старца стала собираться братия, над его землянкой соорудили келью, часовню и церковь в честь принесенной с собой Далматом иконы Успения Божьей Матери. Так началась история Далматовского монастыря. Датой его основания считается 1644 год.
Деревянный монастырь на южных границах государства не раз подвергался набегам: его сжигали дотла татары, башкиры. Это обстоятельство и сформировало архитектурный облик обители: она представляет собой настоящую крепость наподобие кремля и когда-то располагала немалым арсеналом пушек и мушкетов. С начала XVIII века в течение 50 лет с перерывами возводилась кирпичная крепостная стена высотой 7 метров с бойницами в арочных нишах. Сейчас можно пройти по участку стены, поднявшись и спустившись через круглую крепостную башню.
Исследователи установили, что монастырские постройки и мир за стенами соединяла сеть подземных ходов — надежное укрытие на случай осады. А осаждали монастырь-цитадель выдерживала неоднократно: в 1763 году монастырь едва ли не полгода осаждали собственные крестьяне — эти волнения в истории называют «дубинщиной». В 1774 году монастырь пережил агрессивную атаку пугачевцев; Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил этим событиям повесть «Охонины брови». Впрочем, Свято-Успенский монастырь славился не только военной стойкостью: здесь была собрана богатая библиотека, отличный архив, действовали столярная и иконописная мастерские.
В XX веке процветание зауральской обители-крепости закончилось: в 1920-е годы здесь разместили детский дом, затем музей, театр, военные курсы. После войны территорию монастыря занял завод «Молмашстрой»: часть сооружений снесли, среди храмов возвели заводские постройки. Более всего пострадал Успенский собор постройки 1720 года, бывшая доминанта монастыря — он стал одним из цехов завода. В итоге значительно перестроенный, храм почти не сохранил первоначального облика.
Сейчас монастырь возрождается — здесь живут 18 монахов-послушников, восстановлена гадвратная церковь Иоанна Богослова. Действует церковь, освященная во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», возведенная в XIX веке; здесь хранится главная монастырская святыня — рака с мощами преподобного Далмата Исетского.
Источник фотографий: Russia.Travel
Монастырь называют Далматовским в честь его основателя, преподобного Далмата Исетского — в миру Дмитрия Мокринского, потомка одного из казаков дружины Ермака. В возрасте 48 лет, после смерти жены, он оставил службу, имение, детей и принял Мшштеский постриг в Невьянском Богоявленском монастыре, но вскоре предпочел поселиться отшельником в землянке на высоком берегу Исети, близ родника. Со временем вокруг старца стала собираться братия, над его землянкой соорудили келью, часовню и церковь в честь принесенной с собой Далматом иконы Успения Божьей Матери. Так началась история Далматовского монастыря. Датой его основания считается 1644 год.
Деревянный монастырь на южных границах государства не раз подвергался набегам: его сжигали дотла татары, башкиры. Это обстоятельство и сформировало архитектурный облик обители: она представляет собой настоящую крепость наподобие кремля и когда-то располагала немалым арсеналом пушек и мушкетов. С начала XVIII века в течение 50 лет с перерывами возводилась кирпичная крепостная стена высотой 7 метров с бойницами в арочных нишах. Сейчас можно пройти по участку стены, поднявшись и спустившись через круглую крепостную башню.
Исследователи установили, что монастырские постройки и мир за стенами соединяла сеть подземных ходов — надежное укрытие на случай осады. А осаждали монастырь-цитадель выдерживала неоднократно: в 1763 году монастырь едва ли не полгода осаждали собственные крестьяне — эти волнения в истории называют «дубинщиной». В 1774 году монастырь пережил агрессивную атаку пугачевцев; Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил этим событиям повесть «Охонины брови». Впрочем, Свято-Успенский монастырь славился не только военной стойкостью: здесь была собрана богатая библиотека, отличный архив, действовали столярная и иконописная мастерские.
В XX веке процветание зауральской обители-крепости закончилось: в 1920-е годы здесь разместили детский дом, затем музей, театр, военные курсы. После войны территорию монастыря занял завод «Молмашстрой»: часть сооружений снесли, среди храмов возвели заводские постройки. Более всего пострадал Успенский собор постройки 1720 года, бывшая доминанта монастыря — он стал одним из цехов завода. В итоге значительно перестроенный, храм почти не сохранил первоначального облика.
Сейчас монастырь возрождается — здесь живут 18 монахов-послушников, восстановлена гадвратная церковь Иоанна Богослова. Действует церковь, освященная во имя иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», возведенная в XIX веке; здесь хранится главная монастырская святыня — рака с мощами преподобного Далмата Исетского.
Источник фотографий: Russia.Travel