Вход
0 отзывов
Свято-Успенский женский монастырь в Александрове
Владимирская область, 17А-2
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Свято-Успенский женский монастырь в Александрове

Категории

Описание

Успенский девичий монастырь был основан преподобным Лукианом Александровскимна месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежительным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи-цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.

Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью великомученика Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня.

С 1698 года до своей кончины в 1707 году в монастыре жила сестра царя Петра I царевна Марфа Алексеевна, в иночестве Маргарита. Неоднократно посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский. В это же время монашество принимали в Успенской обители многие именитые московские боярыни. К 1727 году в монастыре насчитывалось уже почти четыреста насельниц.

В 1764 г., при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровой слободе был причислен к первому классу, на содержание игумении и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений.

Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии.

Почитатели монастыря, благотворившие ему при жизни, часто завещали по смерти предавать себя земле в его стенах. Так, в 1713 году рядом с сестрой-инокиней Маргаритой под Сретенской церковью была погребена царевна Феодосия Алексеевна. Склеп под  Троицким собором стал родовой усыпальницей генерала-аншефа Ивана Ивановича Бутурлина (†31.12.1738). Там же похоронена казначея царевны Марии Алексеевны Евфимия Андреевна Львова (†12.12.1727). Большое кладбище мирян находилось за Успенской церковью.

Умерших монахинь вплоть до 1850 г. хоронили у Сретенской церкви по древнему обычаю в особых усыпальницах — деревянных погребах, где гробы ставили один на другой.

Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами.

Славился монастырь двумя садами — игуменским и монастырским (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовыми аллеями (с 1883 года), пчельниками, прудами, многочисленными цветниками. Можно себе представить, в какое дивное селение, напоминающее об обителях Небесных, превратилась опустошенная царская вотчина трудом и молитвами нескольких поколений инокинь.

После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц.

13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе.

Мало кому из бывших насельниц монастыря удалось избежать гонений за веру: многие из них были лишены избирательных прав, а некоторые претерпели аресты и заключение. Известно о репрессиях, которым подверглись игумения Тамара, монахини Адолия (Афонская), Аглаида (Холуйская), инокини Анна Ивановна Пичугина, Евгения Васильевна Иванова, Анастасия Спиридоновна Любавина, Мария Ивановна Буланова, Пелагея Ивановна Белова, Дарья Ивановна Голядкина, Домна Ивановна Питерцева.

Осуждены они были по статье 58 ч.10 УК за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников, «Братстве тайного монашества», распространении провокационных слухов». Приговорены кто к нескольким годам ссылки, кто к 8 или 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в избирательных правах. Все они впоследствии были реабилитированы — «за недоказанностью обвинения».

Великое мужество и крепкая вера помогли этим гонимым женщинам устоять, не отречься от Бога, не оставить Церковь и не изменить своим монашеским обетам.

После закрытия монастыря территория его официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные  сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах, на кладбище пытались разводить кроликов, а после уничтожения надгробий землю использовали под огороды.

В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Были уничтожены гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы). Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Красильную палату занимала небольшая кондитерская, а в келейном корпусе был кинопрокат. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

Казалось, что это святое место навсегда утратило свое истинное предназначение, но через семь десятилетий по воле Божией предстательством Пресвятой Богородицы, заступничеством преподобных основателей Лукиана и Корнилия и молитвами всех подвизавшихся на этом месте во Имя Христово 10 ноября 1991 года Успенская женская обитель открылась вновь.


Источник фотографий: Russia.Travel

Успенский девичий монастырь был основан преподобным Лукианом Александровскимна месте загородного государева двора в Александровой слободе в 1651 году по жалованной грамоте царя Алексия Михайловича и благословению Патриарха Иосифа.

Духовником монастыря с 1662 года стал преподобный Корнилий Александровский, настоятель Лукиановой пустыни. При нем обитель расширилась, число сестер увеличилось до 200. Устав монастыря был общежительным, на содержание его отпускались средства из царской казны. Сами Благочестивые Государи-цари Алексей Михайлович и Феодор Алексеевич, а также многие знатные бояре, дворяне и купцы посещали для богомолья Успенскую обитель.

Трудами преподобного Корнилия архитектурный ансамбль обители принял тот вид, который имеет в настоящее время. Преподобным старцем были построены каменный келейный корпус, каменная ограда с башнями и Святыми вратами с церковью великомученика Феодора Стратилата, больничный корпус с церковью Сретения Господня.

С 1698 года до своей кончины в 1707 году в монастыре жила сестра царя Петра I царевна Марфа Алексеевна, в иночестве Маргарита. Неоднократно посещал Успенскую обитель, совершая в ней богослужения, святитель Димитрий Ростовский. В это же время монашество принимали в Успенской обители многие именитые московские боярыни. К 1727 году в монастыре насчитывалось уже почти четыреста насельниц.

В 1764 г., при введении императрицей Екатериной II монастырских штатов, Успенский девичий монастырь в Александровой слободе был причислен к первому классу, на содержание игумении и 100 монахинь выделялись средства из казны. Таких женских монастырей в России в то время было всего четыре.

Образ жизни в Успенском Александровском монастыре ставили в пример для других женских обителей на заседаниях Священного Синода. Епархиальные архиереи посылали в него монахинь обучаться печению просфор и стройному церковному пению. Славилось монастырское шитье риз для икон и вышивка церковных облачений.

Неоднократно из сестер обители избирались достойнейшие для поставления в сан игумений других монастырей епархии.

Почитатели монастыря, благотворившие ему при жизни, часто завещали по смерти предавать себя земле в его стенах. Так, в 1713 году рядом с сестрой-инокиней Маргаритой под Сретенской церковью была погребена царевна Феодосия Алексеевна. Склеп под  Троицким собором стал родовой усыпальницей генерала-аншефа Ивана Ивановича Бутурлина (†31.12.1738). Там же похоронена казначея царевны Марии Алексеевны Евфимия Андреевна Львова (†12.12.1727). Большое кладбище мирян находилось за Успенской церковью.

Умерших монахинь вплоть до 1850 г. хоронили у Сретенской церкви по древнему обычаю в особых усыпальницах — деревянных погребах, где гробы ставили один на другой.

Жили в монастыре своим трудом: все время, свободное от богослужений, занимались возделыванием земли, содержанием скота, покосами, рукоделием, преподаванием в монастырской школе для девочек, обслуживанием старых и больных монахинь в богадельне, а в годы первой мировой войны ухаживали за ранеными солдатами.

Славился монастырь двумя садами — игуменским и монастырским (в них было посажено около 100 яблонь, кедровые деревья), липовыми аллеями (с 1883 года), пчельниками, прудами, многочисленными цветниками. Можно себе представить, в какое дивное селение, напоминающее об обителях Небесных, превратилась опустошенная царская вотчина трудом и молитвами нескольких поколений инокинь.

После революции началось постепенное разорение обители, в которой в то время было около 300 насельниц.

13 февраля 1923 года Успенский монастырь в г. Александрове был ликвидирован, и всё имущество и ценности были полностью переданы музею. Последним 19 мая 1923 года был отнят у верующих Успенский храм, с которого в XVI веке началась монашеская жизнь в Александровой слободе.

Мало кому из бывших насельниц монастыря удалось избежать гонений за веру: многие из них были лишены избирательных прав, а некоторые претерпели аресты и заключение. Известно о репрессиях, которым подверглись игумения Тамара, монахини Адолия (Афонская), Аглаида (Холуйская), инокини Анна Ивановна Пичугина, Евгения Васильевна Иванова, Анастасия Спиридоновна Любавина, Мария Ивановна Буланова, Пелагея Ивановна Белова, Дарья Ивановна Голядкина, Домна Ивановна Питерцева.

Осуждены они были по статье 58 ч.10 УК за так называемую «антисоветскую и религиозную агитацию, участие в контрреволюционных группах церковников, «Братстве тайного монашества», распространении провокационных слухов». Приговорены кто к нескольким годам ссылки, кто к 8 или 10-ти годам исправительно-трудовых лагерей и поражению в избирательных правах. Все они впоследствии были реабилитированы — «за недоказанностью обвинения».

Великое мужество и крепкая вера помогли этим гонимым женщинам устоять, не отречься от Бога, не оставить Церковь и не изменить своим монашеским обетам.

После закрытия монастыря территория его официально была названа посёлком «Заря». В большей части жилых построек — в келейном корпусе, игуменском доме, деревянных домах-келиях в ужасной тесноте и никогда не ремонтируемых помещениях — поселились люди, вели хозяйство. Многочисленные  сараи, подсобные пристройки, погреба и огороды, даже свинарники находились в монастырских стенах, на кладбище пытались разводить кроликов, а после уничтожения надгробий землю использовали под огороды.

В храмах разместились экспозиции музея, склады, под Троицким собором десятилетия было овощехранилище. В церкви Сретения Господня разместился молокозавод. Были уничтожены гробницы царевны Феодосии Алексеевны и инокини Маргариты (царевны Марфы). Распятскую церковь-колокольню сначала использовали как складское помещение, а 1971 г. в ней был устроен планетарий и детская площадка. Красильную палату занимала небольшая кондитерская, а в келейном корпусе был кинопрокат. Уникальные памятники архитектуры во власти новых хозяев и без должной реставрации подвергались постепенному разрушению.

Казалось, что это святое место навсегда утратило свое истинное предназначение, но через семь десятилетий по воле Божией предстательством Пресвятой Богородицы, заступничеством преподобных основателей Лукиана и Корнилия и молитвами всех подвизавшихся на этом месте во Имя Христово 10 ноября 1991 года Успенская женская обитель открылась вновь.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала