Вход
0 отзывов
Театр-цирк «Олимп»
Самарская область, Самара, городской округ Самара, улица Фрунзе, 141
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Театр-цирк «Олимп»

Категории

Описание

1 декабря 1907 года на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Л.Толстого) открыл свои двери для широкой публики театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа» смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П. В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Таким образом, перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Два боковых ризолита украшали изысканные маскароны. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная группа – бог музыки и искусств Аполлон и муза Эрато, покровительница любовной поэзии. Центральное «суперокно» уравновешивали два больших люнета (круглые окна) с великолепно нарисованными переплетами на боковых гранях фасада. Слева и справа от входа располагались рельефы, изображающие пегасов. Здание венчал восьмигранный купол, оканчивающийся ротондой. Это было, безусловно, самое элегантное здание в городе.

Кроме показа цирковых номеров, – что и подразумевалось при постройке здания, – использовалось оно чрезвычайно разнообразно. Вот как пишет об этом старейший работник филармонии Ева Цветова: «Выгодное территориальное положение, самый большой зрительный зал на 1100 мест, прекрасная акустика сделали его привлекательным для исполнителей самых разных жанров и для публики. Двойное название театр-цирк объясняется своеобразием его конструкции. При снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал превращался в цирковую арену. На сцене театра «Олимп» ставились гастролерами оперы и драмы, выступали известные артисты, читали лекции выдающиеся ученые».
Понятно, что такое театрально-зрелищное учреждение стало местом притяжения для многих самарцев. До Октябрьской революции оставалось еще целых десять лет, и «в концерты являлась весьма почтенная и знатная публика», чей достаток позволял ей выкупать в партере лучшие места и иметь счастье рассматривать в бинокль шелковые строчки на лацканах фрака любимого артиста и замысловатые детали на парижских туалетах жен градоначальников.

В марте 1937 г. «Волжская коммуна» сообщает сенсационную новость: под управлением всемирно известного немецкого дирижера Оскара Фрида оркестр оперного театра даст два концерта из произведений Бетховена и Вагнера. Хватит ли сил и мастерства у музыкантов, чтобы соответствовать прославленному маэстро? Да и где набрать нужное количество оркестрантов, отвечающее мировым нормам при исполнении крупномасштабных симфонических произведений?..
Концерты, к счастью, состоялись. Реакция публики и рецензентов были восторженными. Писали даже о необыкновенных творческих возможностях, которые таятся в молодом коллективе оркестра. Город постепенно сознавал необходимость создания собственного симфонического оркестра, тем более, что для этого были предпосылки: в двух кинотеатрах «Молот» и «Художественный» в конце 30-х годов работали небольшие оркестры, исполняя перед началом фильмов программы из произведений классической музыки. И многие ходили в кино специально, чтобы послушать серьезную музыку.

В то же время, дело организации гастролей шло из рук вон плохо. Существующее с середины 30-х годов Облгастрольбюро, фактически, не справлялось со своей задачей, – ни творчески, ни финансово. Ситуация становилась тупиковой.

Выручил всех…Петр Ильич Чайковский. Вернее, его 100-летний юбилей. Музыкальная общественность Самары, как и вся страна, уже давно начала готовиться к этой дате. И тут одна за другой начали возникать проблемы: нет единого центра по подготовке к торжествам, настоящего концертного зала, большого симфонического оркестра и т.д… Необходимость создания Филармонии стала очевидной всем.

И тогда, 5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая этого же года (приказом № 71 областного отдела по делам искусств), — ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего «Олимпа». Отныне в сознании горожан эти два понятия связаны неразрывно.


Источник фотографий: Russia.Travel

1 декабря 1907 года на углу улиц Саратовской и Москательной (Фрунзе и Л.Толстого) открыл свои двери для широкой публики театр-цирк «Олимп». Здание «Олимпа» смело можно было назвать шедевром русского провинциального модерна. Архитектор П. В. Шаманский остроумно и вдохновенно обыграл угловое положение дома. Он срезал угол здания перпендикулярно диагонали перекрестка и расположил на этой оси вход. Таким образом, перед глазами входящего оказывался трехгранный разворот фасада. Центральную грань во всю высоту занимала архитектурная арабеска, замыкавшая в единую форму двери и два яруса окон. Два боковых ризолита украшали изысканные маскароны. Сверху, над выступающей плоской аркой козырька, возвышалась аллегорическая скульптурная группа – бог музыки и искусств Аполлон и муза Эрато, покровительница любовной поэзии. Центральное «суперокно» уравновешивали два больших люнета (круглые окна) с великолепно нарисованными переплетами на боковых гранях фасада. Слева и справа от входа располагались рельефы, изображающие пегасов. Здание венчал восьмигранный купол, оканчивающийся ротондой. Это было, безусловно, самое элегантное здание в городе.

Кроме показа цирковых номеров, – что и подразумевалось при постройке здания, – использовалось оно чрезвычайно разнообразно. Вот как пишет об этом старейший работник филармонии Ева Цветова: «Выгодное территориальное положение, самый большой зрительный зал на 1100 мест, прекрасная акустика сделали его привлекательным для исполнителей самых разных жанров и для публики. Двойное название театр-цирк объясняется своеобразием его конструкции. При снятии кресел в центре партера и установки съемного барьера зрительный зал превращался в цирковую арену. На сцене театра «Олимп» ставились гастролерами оперы и драмы, выступали известные артисты, читали лекции выдающиеся ученые».
Понятно, что такое театрально-зрелищное учреждение стало местом притяжения для многих самарцев. До Октябрьской революции оставалось еще целых десять лет, и «в концерты являлась весьма почтенная и знатная публика», чей достаток позволял ей выкупать в партере лучшие места и иметь счастье рассматривать в бинокль шелковые строчки на лацканах фрака любимого артиста и замысловатые детали на парижских туалетах жен градоначальников.

В марте 1937 г. «Волжская коммуна» сообщает сенсационную новость: под управлением всемирно известного немецкого дирижера Оскара Фрида оркестр оперного театра даст два концерта из произведений Бетховена и Вагнера. Хватит ли сил и мастерства у музыкантов, чтобы соответствовать прославленному маэстро? Да и где набрать нужное количество оркестрантов, отвечающее мировым нормам при исполнении крупномасштабных симфонических произведений?..
Концерты, к счастью, состоялись. Реакция публики и рецензентов были восторженными. Писали даже о необыкновенных творческих возможностях, которые таятся в молодом коллективе оркестра. Город постепенно сознавал необходимость создания собственного симфонического оркестра, тем более, что для этого были предпосылки: в двух кинотеатрах «Молот» и «Художественный» в конце 30-х годов работали небольшие оркестры, исполняя перед началом фильмов программы из произведений классической музыки. И многие ходили в кино специально, чтобы послушать серьезную музыку.

В то же время, дело организации гастролей шло из рук вон плохо. Существующее с середины 30-х годов Облгастрольбюро, фактически, не справлялось со своей задачей, – ни творчески, ни финансово. Ситуация становилась тупиковой.

Выручил всех…Петр Ильич Чайковский. Вернее, его 100-летний юбилей. Музыкальная общественность Самары, как и вся страна, уже давно начала готовиться к этой дате. И тут одна за другой начали возникать проблемы: нет единого центра по подготовке к торжествам, настоящего концертного зала, большого симфонического оркестра и т.д… Необходимость создания Филармонии стала очевидной всем.

И тогда, 5 апреля 1940 года, Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая этого же года (приказом № 71 областного отдела по делам искусств), — ее сотрудники начали свой первый рабочий день в здании бывшего «Олимпа». Отныне в сознании горожан эти два понятия связаны неразрывно.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала