Выбор города
Москва Санкт-Петебург Сочи Казань Новосбирск Нижний Новгород Калининград Екатеринбург
Абакан Анапа Архангельск Астрахань Барнаул Белгород Белокуриха Благовещенск Брянск Великий Новгород Владивосток Владикавказ Владимир Волгоград Вологда Воронеж Выборг Горячий Ключ Дербент Евпатория Екатеринбург Елец Иваново Ижевск Иркутск Йошкар-Ола Казань Калининград Калуга Каменск-Уральский Кемерово Киров Кисловодск Кострома Краснодар Красноярск Кунгур Курган Курск Кызыл Липецк Магадан Майкоп Махачкала Москва Мурманск Мытищи Мышкин Набережные Челны Нальчик Нарьян-Мар Нижний Новгород Нижний Тагил Новокузнецк Новороссийск Новосибирск Омск Оренбург Орёл Пенза Пермь Петрозаводск Петропавловск-Камчатский Псков Пятигорск Ростов Ростов-на-Дону Рыбинск Рязань Салехард Самара Санкт-Петербург Саранск Саратов Симферополь Смоленск Соликамск Сочи Ставрополь Таганрог Тамбов Тверь Тольятти Томск Тула Тюмень Углич Улан-Удэ Ульяновск Уфа Феодосия Хабаровск Ханты-Мансийск Чебоксары Челябинск Чита Элиста Якутск Ялта Ярославль
Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Благодаря различным приемам переплетения…

Ткачество

Ткачество: Фото 1

Описание

Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Благодаря различным приемам переплетения нитей в самой ткани удавалось  вплести в них орнаменты и украшения.

В Новгородской губернии ткацкий промысел был распространен с давних времен. Об этом свидетельствуют новгородские писцовые книги конца XV - начала XVI веков. Из исторических документов известно, что в Новгороде существовал Неревский конец, где жили ткачи.

Для будничных одежд - мужских и женских рубах, портов, сарафанов или юбок использовалась наиболее распространенная пестрядинная ткань. Праздничную одежду шили из холста белого цвета, подолы могли украшаться красной полосой тканого узора.

Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготавливались браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья очень трудоемка и требовала от ткачихи большого внимания - малейшая оплошность при отчете нитей вызывала искажение всего рисунка. Слово «бранина» происходит от словосочетания «брать нить». Бранина ткалась как красным по-белому, так и белым по-белому.

На рубеже конца XIX - начала XX веков в Новгородской губернии в группе промыслов по обработке волокнистых веществ по количеству занятых в ремесле людей ткачество следовало после промысла по вязанию вереж и неводов. На ставах ручного изготовления ткались холсты, бранина, полотно, кисея, пестрядь, салфетки, пояса, половики. О качестве изделий говорит тот факт, что на Всероссийской выставке кустарных изделий в 1902 года 87 образцов льняных тканей, изготовленных в Новгородской губернии, было удостоены малой серебряной медали.

Труд ткачих был малопроизводительным; в связи с этим, земцы пришли к выводу о необходимости мер, способствующих развитию ткацкого промысла. По мнению земских деятелей, этого можно было достичь путем введения профессионального обучения женского населения губернии. В 1895 году появилась первая в Новгородской губернии школа-мастерская по ткачеству, образованная Старорусским уездным земством. Для преподавания была приглашена ткачиха, владевшая опытом работы на самопряхе и усовершенствованном ткацком ставе с челноком-«самолетом».

Открытая Старорусская уездная земская показательно художественная школа-мастерская по ткачеству ежегодно выпускала 5-8 мастериц. Каждая из них бесплатно получала став с челноком-«самолетом»

По завершении школы - мастерской ее выпускницы разъезжались по домам и на местах организовывали обучение своих односельчан ткачеству.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы

Отзывов пока нет, будь первым!
Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала