Вход
0 отзывов
Токарный промысел
Кировская область, Киров, городской округ Киров, улица Карла Маркса
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Токарный промысел

Описание

Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства. С появлением самопрялок во второй половине XIX века токари переключились на выработку игрушек. Главным сырьем для игрушечников была липа — из нее делали разъемные игрушки: шары, яйца, чашки, матрешки.

Осину, березу, клен, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики. В это время в Вятском уезде в промысле было занято около 1000 семей. Это подтверждают прейскуранты Вятского кустарного склада.

Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.

Для производства токарного изделия требовалось осуществить несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер. После заготовки дерева (болванок) к ее наружной обрезке приступал «болваночник». Тесальщик долбил болванку, а затем токарь выделывал форму изделия на станке.

Изготовляли токари в 1870-х годах помимо игрушек хлебные чашки, деревянные тарелки, ступицы для колес, поставы (деревянные чашки — подставки под бочки для стока смолы), прялки, веретена, балясины и другие изделия.

Токарные станки мастера делали сами. Инструментами были: топор, долото, стамеска. Первые станки были примитивными «с очепом» (длинным шестом, с помощью которого приводилась в движение рабочая часть станка).

Станок, приводимый в движение с помощью махового колеса и ремня, был внедрен в губернии в 1860 — 1870-х годах.

Токари работали в особом помещении, вдвоем. Один приводил в движении станок, вращая маховое колесо, а второй обтачивал в это время деревянные заготовки.

Мастеру, точившему различные изделия, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древесины. Занимались работой в специально построенных помещениях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраивали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до потолка сооружали нары для подсушивания древесины. Выточенные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К политуре добавляли разные красители — фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тонким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала изделиям необыкновенный блеск


Источник фотографий: Russia.Travel

Токарное искусство вятских мастеров-«посудников» и «веретенщиков» повлияло на развитие игрушечного производства. С появлением самопрялок во второй половине XIX века токари переключились на выработку игрушек. Главным сырьем для игрушечников была липа — из нее делали разъемные игрушки: шары, яйца, чашки, матрешки.

Осину, березу, клен, яблоню и ольху использовали для изготовления пирамид, кеглей, крокета, шахмат, бирюлек, настольных детских игр. Из можжевельника вытачивали бусы, кукольную посуду, самоварчики. В это время в Вятском уезде в промысле было занято около 1000 семей. Это подтверждают прейскуранты Вятского кустарного склада.

Заготовки вели до Петрова дня (12 июля), затем с заготовок снимали кору, распиливали на части, сушили.

Для производства токарного изделия требовалось осуществить несколько операций, каждую из которых выполнял отдельный мастер. После заготовки дерева (болванок) к ее наружной обрезке приступал «болваночник». Тесальщик долбил болванку, а затем токарь выделывал форму изделия на станке.

Изготовляли токари в 1870-х годах помимо игрушек хлебные чашки, деревянные тарелки, ступицы для колес, поставы (деревянные чашки — подставки под бочки для стока смолы), прялки, веретена, балясины и другие изделия.

Токарные станки мастера делали сами. Инструментами были: топор, долото, стамеска. Первые станки были примитивными «с очепом» (длинным шестом, с помощью которого приводилась в движение рабочая часть станка).

Станок, приводимый в движение с помощью махового колеса и ремня, был внедрен в губернии в 1860 — 1870-х годах.

Токари работали в особом помещении, вдвоем. Один приводил в движении станок, вращая маховое колесо, а второй обтачивал в это время деревянные заготовки.

Мастеру, точившему различные изделия, на сезон работы обычно требовалось до двух кубометров древесины. Занимались работой в специально построенных помещениях под одной крышей с жилой избой или отдельно, где устраивали печь и ставили токарные станки. По стенам от пола до потолка сооружали нары для подсушивания древесины. Выточенные изделия шкурили, затем окрашивали, полировали. К политуре добавляли разные красители — фуксин, крон канареечный, ультрамарин, сажу. Во время вращения на станке краска тонким слоем ложилась на поверхность изделия, а последующая полировка придавала изделиям необыкновенный блеск


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала