Жилище удмуртов представляло собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем.
Священным местом в удмуртском доме считалась печь. Она давала тепло, обеспечивала приготовление пищи, создавала семейный уют. На печи отводилось место старикам и детям. Здесь полагалось быть роженице: крестьяне верили, что соприкосновение с землёй и огнём способствует плодородию. Как правило, в удмуртской избе гур (печь русского типа) располагалась в углу направо или налево от входа. Своим устьем она обращалась к фасадной стене.
Угол по диагонали от печи считался «красным», как в русской избе. Это наиболее чистое место в доме удмурты называют тӧр сэрег или мудор сэрег. Вдоль стен по низу тянулись широкие лавки, опоясывая всё жилище. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепились полки, как бы замыкавшие пространство комнаты сверху.
В переднем углу стоял стол — ӝок с массивным подстольем на толстых точёных ножках, а рядом с ним единственный в доме стул — пукон, предназначенный для хозяина дома или почётного гостя. У боковой стены помещалась широкая деревянная кровать или нары с резным изголовьем. Изголовье кровати выпиливалось из широкой доски и завершалось по бокам резными стилизованными конскими головами. Нары покрывали узорными тканями и вешали над ними ковёр, сотканный хозяйкой дома.
В убранстве жилища много декоративных тканых изделий: паласов, скатертей, покрывал, полотенец, дорожек. Жилище удмуртов отличало разнообразие бытовой утвари: плетёные корзиночки из ивовых прутьев для ложек и тарелок, берестяные солоницы, туеса, кувшины, глиняные рукомойники.На удмуртской одворице выделялись кеносы — своего рода «женские дома» (от слова «кен» — сноха), где всем распоряжалась хозяйка. Кеносы строили одно- и двухэтажные, с ажурной галереей, резными колонками. Резьба была самой разной — глухой, корабельной, пропильной, накладной, скульптурной. Излюбленным мотивом у удмуртов были солярные знаки, символические изображения солнца. Их обычно вырезали на столбах ворот. Ворота — лицо дома: по ним судили о благосостоянии и достоинстве хозяина. Глубокая выемчатая резьба представляла солнце, дающее все блага жизни, в виде круга или полукруга с радиально отходящими от него лучами.
Из построек обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище куала, в прошлом культовое сооружение, обиталище семейно-родового покровителя воршуда. В настоящее время оно используется вместо летней кухни. Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Формируя свои поселения, удмурты учитывали особенности ландшафта и климатические условия. Благодаря этому их деревни «представляют собой целостные архитектурно-природные ансамбли».
Источник фотографий: Russia.Travel
Жилище удмуртов представляло собой срубную избу с двускатной крышей, холодными сенями, глинобитной русской печью, лавками вдоль стен, нарами и полатями с деревянным изголовьем.
Священным местом в удмуртском доме считалась печь. Она давала тепло, обеспечивала приготовление пищи, создавала семейный уют. На печи отводилось место старикам и детям. Здесь полагалось быть роженице: крестьяне верили, что соприкосновение с землёй и огнём способствует плодородию. Как правило, в удмуртской избе гур (печь русского типа) располагалась в углу направо или налево от входа. Своим устьем она обращалась к фасадной стене.
Угол по диагонали от печи считался «красным», как в русской избе. Это наиболее чистое место в доме удмурты называют тӧр сэрег или мудор сэрег. Вдоль стен по низу тянулись широкие лавки, опоясывая всё жилище. Лавки делились на мужские и женские. Над окнами вдоль стен крепились полки, как бы замыкавшие пространство комнаты сверху.
В переднем углу стоял стол — ӝок с массивным подстольем на толстых точёных ножках, а рядом с ним единственный в доме стул — пукон, предназначенный для хозяина дома или почётного гостя. У боковой стены помещалась широкая деревянная кровать или нары с резным изголовьем. Изголовье кровати выпиливалось из широкой доски и завершалось по бокам резными стилизованными конскими головами. Нары покрывали узорными тканями и вешали над ними ковёр, сотканный хозяйкой дома.
В убранстве жилища много декоративных тканых изделий: паласов, скатертей, покрывал, полотенец, дорожек. Жилище удмуртов отличало разнообразие бытовой утвари: плетёные корзиночки из ивовых прутьев для ложек и тарелок, берестяные солоницы, туеса, кувшины, глиняные рукомойники.На удмуртской одворице выделялись кеносы — своего рода «женские дома» (от слова «кен» — сноха), где всем распоряжалась хозяйка. Кеносы строили одно- и двухэтажные, с ажурной галереей, резными колонками. Резьба была самой разной — глухой, корабельной, пропильной, накладной, скульптурной. Излюбленным мотивом у удмуртов были солярные знаки, символические изображения солнца. Их обычно вырезали на столбах ворот. Ворота — лицо дома: по ним судили о благосостоянии и достоинстве хозяина. Глубокая выемчатая резьба представляла солнце, дающее все блага жизни, в виде круга или полукруга с радиально отходящими от него лучами.
Из построек обязательны амбар (место хранения семейного имущества) и летнее жилище куала, в прошлом культовое сооружение, обиталище семейно-родового покровителя воршуда. В настоящее время оно используется вместо летней кухни. Удмуртские деревни располагались по берегам рек. Формируя свои поселения, удмурты учитывали особенности ландшафта и климатические условия. Благодаря этому их деревни «представляют собой целостные архитектурно-природные ансамбли».
Источник фотографий: Russia.Travel