Согласно статистике, каждая вторая мечеть, действующая в России, находится в Дагестане. Однако в средневековый период своей истории Дагестан был по преимуществу христианским. Христианским царством была кавказская Албания, включавшая в свой состав земли Южного Дагестана. Христианским было средневековое аварское царство Сарир, центр которого находился в Хунзахе. В период своего расцвета Сарир входил в «Византийское содружество наций» (по словам Дмитрия Оболенского) — союз восточно-христианских стран, опекаемый Византийской империей.
Еще более тесные связи Сарир имел с Грузией: первые надписи на аварском сделаны грузинским письмом. Впоследствии аварцы были исламизированы, и, как представляется, приверженность аварцев монотеистическим ценностям во многом объясняется долговременным, более чем тысячелетним бытованием мировых монотеистических религий на аварской земле.
По древнегрузинским письменным источникам, на территории средневекового Дагестана предполагается существование Хунзской и Анцухской епархий — митрополий Грузинской Православной Церкви. Вероятнее всего, именно в этот период здесь разворачивается строительство церквей. Известен только один сохранившийся полностью архитектурный памятник христианства — Датунская церковь, датируемая концом X — началом XI века.
В результате археологических исследований обнаружено еще восемь разнотипных церквей (VII–XIV веков). Несомненно, количество церквей, существовавших в Нагорном Дагестане X–XIV веков, превышает число известных исторической науке на сегодняшний день. Неслучайно в грузинской летописи XV века автор с горечью пишет о Внутреннем Дагестане послетимуровского времени: «...в Лезгистане попадаются и другие храмы и монастыри, из которых некоторые построены из тесаного камня и находятся одни в развалинах, другие опустели, а третьи превращены в мечети».
В общей сложности на территории Аварии, по различным источникам — сведениям грузинских летописей, авторов XIX века, местных народных преданий (в ряде случаев надежно подкрепляемых археологическим подъемным материалом), известно о существовании 18 церквей.
Источник фотографий: Russia.Travel
Согласно статистике, каждая вторая мечеть, действующая в России, находится в Дагестане. Однако в средневековый период своей истории Дагестан был по преимуществу христианским. Христианским царством была кавказская Албания, включавшая в свой состав земли Южного Дагестана. Христианским было средневековое аварское царство Сарир, центр которого находился в Хунзахе. В период своего расцвета Сарир входил в «Византийское содружество наций» (по словам Дмитрия Оболенского) — союз восточно-христианских стран, опекаемый Византийской империей.
Еще более тесные связи Сарир имел с Грузией: первые надписи на аварском сделаны грузинским письмом. Впоследствии аварцы были исламизированы, и, как представляется, приверженность аварцев монотеистическим ценностям во многом объясняется долговременным, более чем тысячелетним бытованием мировых монотеистических религий на аварской земле.
По древнегрузинским письменным источникам, на территории средневекового Дагестана предполагается существование Хунзской и Анцухской епархий — митрополий Грузинской Православной Церкви. Вероятнее всего, именно в этот период здесь разворачивается строительство церквей. Известен только один сохранившийся полностью архитектурный памятник христианства — Датунская церковь, датируемая концом X — началом XI века.
В результате археологических исследований обнаружено еще восемь разнотипных церквей (VII–XIV веков). Несомненно, количество церквей, существовавших в Нагорном Дагестане X–XIV веков, превышает число известных исторической науке на сегодняшний день. Неслучайно в грузинской летописи XV века автор с горечью пишет о Внутреннем Дагестане послетимуровского времени: «...в Лезгистане попадаются и другие храмы и монастыри, из которых некоторые построены из тесаного камня и находятся одни в развалинах, другие опустели, а третьи превращены в мечети».
В общей сложности на территории Аварии, по различным источникам — сведениям грузинских летописей, авторов XIX века, местных народных преданий (в ряде случаев надежно подкрепляемых археологическим подъемным материалом), известно о существовании 18 церквей.
Источник фотографий: Russia.Travel