Федоровская церковь была построена в 1687 году в слободе Толчково. Это была самая богатая и большая слобода Ярославля, раскинувшаяся на берегу Которосли, изделия ее кожевников славились не только в России, но даже и за границей.
Храм был построен на средства слобожан. За образец было решено взять либо храм Петра Митрополита в Спасской слободе, либо Вознесенскую церковь в Кондаковой слободе. В конце концов остановились на втором варианте. В строительстве участвовали все слободские жители: размечали территорию, копали ямы под фундаменты, засыпали их щебнем. Словом, все подготовительные работы жители выполнили сами, и только после этого наняли профессиональных каменщиков, которым предстояло вывести собственно здание собора.
Замечательно соотношение основного объема и глав собора. Основной объем – массивный четверик, высотой 14 метров, кажущийся приземистым из-за очень высоких глав. Центральная глава, даже без креста, ощутимо выше самого четверика, на котором стоит − ее высота составляет 22 метра. Боковые главы также довольно велики. Неудивительно, что и в плане декора все внимание было уделено барабанам − они изукрашены аркатурно-колончатыми поясами, в них прорезаны высокие узкие окна для лучшего освещения храма, а под самыми главами проведены фризы в несколько рядов.
Изначально собор был лишен галереи, и широкая паперть, которая есть сейчас, так же, как и южный придел, и красивое крыльцо с фигурными «гирьками», были пристроены в XVIII веке.
В 1705 году в храме был установлен золоченый резной иконостас, выполненный мастерами Василием Комаром и Степаном Вороной. Иконы для иконостаса слободские жители заказали известным, самым лучшим иконописцам того времени – ярославскому изографу Иллариону Севастьянову и костромскому мастеру Гурию Никитину.
Роспись храма была выполнена через четверть века после постройки − в 1715 году артель Федора Федорова и Федора Игнатьева создала подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображалось прославление Богородицы, история Федоровской иконы Божией Матери, часто с военными сюжетами, с победами, одержать которые помогала чудотворная икона.
В советское время храму повезло − он, единственный во всем городе, не был закрыт. Это спасло не только само здание, но и великолепные интерьеры, и уникальный иконостас. После сноса центрального Успенского собора он получил статус кафедрального собора Ярославской епархии.
Источник фотографий: Russia.Travel
Федоровская церковь была построена в 1687 году в слободе Толчково. Это была самая богатая и большая слобода Ярославля, раскинувшаяся на берегу Которосли, изделия ее кожевников славились не только в России, но даже и за границей.
Храм был построен на средства слобожан. За образец было решено взять либо храм Петра Митрополита в Спасской слободе, либо Вознесенскую церковь в Кондаковой слободе. В конце концов остановились на втором варианте. В строительстве участвовали все слободские жители: размечали территорию, копали ямы под фундаменты, засыпали их щебнем. Словом, все подготовительные работы жители выполнили сами, и только после этого наняли профессиональных каменщиков, которым предстояло вывести собственно здание собора.
Замечательно соотношение основного объема и глав собора. Основной объем – массивный четверик, высотой 14 метров, кажущийся приземистым из-за очень высоких глав. Центральная глава, даже без креста, ощутимо выше самого четверика, на котором стоит − ее высота составляет 22 метра. Боковые главы также довольно велики. Неудивительно, что и в плане декора все внимание было уделено барабанам − они изукрашены аркатурно-колончатыми поясами, в них прорезаны высокие узкие окна для лучшего освещения храма, а под самыми главами проведены фризы в несколько рядов.
Изначально собор был лишен галереи, и широкая паперть, которая есть сейчас, так же, как и южный придел, и красивое крыльцо с фигурными «гирьками», были пристроены в XVIII веке.
В 1705 году в храме был установлен золоченый резной иконостас, выполненный мастерами Василием Комаром и Степаном Вороной. Иконы для иконостаса слободские жители заказали известным, самым лучшим иконописцам того времени – ярославскому изографу Иллариону Севастьянову и костромскому мастеру Гурию Никитину.
Роспись храма была выполнена через четверть века после постройки − в 1715 году артель Федора Федорова и Федора Игнатьева создала подлинный шедевр в семь рядов фресок, на которых со множеством реалистичных подробностей изображалось прославление Богородицы, история Федоровской иконы Божией Матери, часто с военными сюжетами, с победами, одержать которые помогала чудотворная икона.
В советское время храму повезло − он, единственный во всем городе, не был закрыт. Это спасло не только само здание, но и великолепные интерьеры, и уникальный иконостас. После сноса центрального Успенского собора он получил статус кафедрального собора Ярославской епархии.
Источник фотографий: Russia.Travel