Казанский храм, стоящий на Успенской площади, виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе.
С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее, их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде, его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. Или Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV веков или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.
Казалось бы, после всех несчастий храм должен быть забыт, к тому же и на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась иначе. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича - и через некоторое время получил.
Вскоре деревянная церковь была построена. В ней, кроме главного Казанского престола, было еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье.
Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. Согласно Писцовым книгам 1674-1676 гг., это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами.
Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х гг. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня.
В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно восстановили, а колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 гг. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.
Если бы мы зашли в верхний храм столетие назад, то поразились бы красотой отделки. Церковь украшал резной предалтарный иконостас, изготовленный после пожара. Вся резьба была вызолочена, а фон окрашен в голубой цвет. На створках царских врат резное изображение Тайной Вечери и Благовещения, над ними возвышался роскошный балдахин. Росписи стен выполнил в классической манере живописец их деревни Антухово Угличского уезда крепостной графа Шереметева С. А. Ненастьев. Таким был верхний храм, но был также красив и нижний.
Главной святыней Казанского храма был небольшой храмовый образ, пожертвованный в церковь еще ее основателем старцем Варлаамом, а затем, как отцово благословение, переданный его сыну дьячку Терешке Васильеву. Из многих городов и сел приезжали люди поклониться чудотворному образу, стоявшему на левой стороне в иконостасе. Сам же храм всегда числился бесприходным. Он содержался за счет городского общества и разных пожертвований. Ведь он стоял на людной торговой площади. Многие богатые купцы и мелкие торговцы, чтобы заручиться поддержкой в торговле жертвовали на храм, опускали деньги в церковную кружку. Таким храм достоял до советского времени.
А дальше в 1921 г. случился пожар, уничтоживший торговую площадь со всеми ее лавками и рядами – прекрасный классицистический ансамбль. У Казанского храма сгорела колокольня. Со временем ее наспех восстановили. Одно время он был приписан к стоявшему рядом Успенскому храму, но в 1924 г. его закрыли. Казанский был сохранен, в него перешли прихожане и причт Успенского храма. В 1935 г., в связи с началом деятельности Волгостроя, строительства Угличского гидроузла, якобы из-за нехватки помещений, городские власти закрыли и Казанский. Его использовали не по назначению: в нем были и водонапорная башня, и общежитие, и склады… К счастью, он выстоял, пережил все разрушения - и вот теперь, начиная с 2000 г., восстанавливается, вновь принадлежит верующим.
Источник фотографий: Russia.Travel
Казанский храм, стоящий на Успенской площади, виден отовсюду – и из кремля, и в перспективе Московской улицы, и с многих других мест. Его колокольня, наверняка, самая высокая в городе.
С давних пор это место вблизи кремля было торговой площадью. Точнее, их было три: Хлебная, Сенная и Лесная. И вот на первой из них в какой-то период появился храм Великомученика Георгия. По легенде, его выстроил в честь своего святого один угличский князь. Кто это был, мы точно не знаем. Или Георгий (Юрий) Александрович, или Юрий Звенигородский, или младший брат Ивана Грозного князь Юрий Васильевич. Соответственно это могло произойти в начале XIV века, на рубеже XIV-XV веков или в XVI веке. По крайней мере, к началу XVII века уже существовала церковь Страстной иконы Божией Матери с приделами великомученика Георгия и Михаила Малеина. Храм простоял до Смутного времени, когда был сожжен, разделив судьбу города и его православных святынь.
Казалось бы, после всех несчастий храм должен быть забыт, к тому же и на месте, где он стоял, появились торговые лавки. Но судьба распорядилась иначе. В Углич прибыл некий старец Варлаам, «дворцовыя Александровския слободы вотчины Симонова монастыря бывый строитель». По своему обещанию он непременно хотел выстроить в городе Казанский храм. В 1638 г. он просил на это разрешения у царя Михаила Феодоровича - и через некоторое время получил.
Вскоре деревянная церковь была построена. В ней, кроме главного Казанского престола, было еще три: великомученика Георгия, Михаила Малеина, Преподобной Евдокии и Алексия человека Божия, в чем сказалась и память о прежнем храме, и странное посвящение царской семье. Ведь, как говорится в документах, в посвящении престолов присутствуют соименные святые самого царя, его жены и сына. Возможно, это не только выражение верноподданнических чувств, но и свидетельство близости старца царской семье.
Новый храм простоял недолго. В 1641 г. умер старец Варлаам, а в 1644 г. храм сгорел. Но, очевидно, вскоре был вновь отстроен. Согласно Писцовым книгам 1674-1676 гг., это была деревянная трехшатровая церковь с двумя приделами.
Таким храм простоял больше столетия, пока в 70-х гг. XVIII века не уступил место существующему ныне каменному храму. Его выстроили двухэтажным в модном тогда барочном стиле. Он высокий, устремленный ввысь. Каждый этаж состоит из алтаря, храмовой части, трапезной и паперти. Снаружи фасады украшены выступающими лопатками, красивыми узорными карнизами и наличниками с полукруглым верхом. Завершают церковь изящные легкие восьмерики и главка. В нижнем этаже находится престол в честь Сретения Господня.
В 1793 г. храм снова сгорел. Выгорели колокольня и верхний этаж. Его постепенно восстановили, а колокольню пришлось разобрать. Вместо нее примерно в 1807-1814 гг. выстроили существующую, выдержанную в классическом стиле. Она прекрасно подошла барочному храму, слилась с ним воедино. Все три яруса украшены колоннами, фронтонами, красивыми арочными проемами. Прежде ее венчал шпиль, и лишь впоследствии появилась существующая глава.
Если бы мы зашли в верхний храм столетие назад, то поразились бы красотой отделки. Церковь украшал резной предалтарный иконостас, изготовленный после пожара. Вся резьба была вызолочена, а фон окрашен в голубой цвет. На створках царских врат резное изображение Тайной Вечери и Благовещения, над ними возвышался роскошный балдахин. Росписи стен выполнил в классической манере живописец их деревни Антухово Угличского уезда крепостной графа Шереметева С. А. Ненастьев. Таким был верхний храм, но был также красив и нижний.
Главной святыней Казанского храма был небольшой храмовый образ, пожертвованный в церковь еще ее основателем старцем Варлаамом, а затем, как отцово благословение, переданный его сыну дьячку Терешке Васильеву. Из многих городов и сел приезжали люди поклониться чудотворному образу, стоявшему на левой стороне в иконостасе. Сам же храм всегда числился бесприходным. Он содержался за счет городского общества и разных пожертвований. Ведь он стоял на людной торговой площади. Многие богатые купцы и мелкие торговцы, чтобы заручиться поддержкой в торговле жертвовали на храм, опускали деньги в церковную кружку. Таким храм достоял до советского времени.
А дальше в 1921 г. случился пожар, уничтоживший торговую площадь со всеми ее лавками и рядами – прекрасный классицистический ансамбль. У Казанского храма сгорела колокольня. Со временем ее наспех восстановили. Одно время он был приписан к стоявшему рядом Успенскому храму, но в 1924 г. его закрыли. Казанский был сохранен, в него перешли прихожане и причт Успенского храма. В 1935 г., в связи с началом деятельности Волгостроя, строительства Угличского гидроузла, якобы из-за нехватки помещений, городские власти закрыли и Казанский. Его использовали не по назначению: в нем были и водонапорная башня, и общежитие, и склады… К счастью, он выстоял, пережил все разрушения - и вот теперь, начиная с 2000 г., восстанавливается, вновь принадлежит верующим.
Источник фотографий: Russia.Travel