Церковь была построена по указанию смоленского князя Давыда Ростиславича во время его правления в 1180–1197 годах и входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. До закрытия в первой половине ХХ века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида.
Церковь Архангела Михаила — третье по возрасту здание после церквей Петропавловской и Иоаннобогословской и один из трех сохранившихся в городе храмов домонгольского периода.
Строя придворный храм, князь Давыд имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств. Слава о пышности и богатстве убранства княжеской церкви быстро разнеслась по свету. По свидетельству историков церковь была украшена «паче всех церквей». «Ей-же несть подобной во всей полунощной стране, и многие иностранные приходяще для смотрения оной» — так отзывается о славе великокняжеской церкви автор Ипатьевской летописи. Говоря же далее об убранстве церкви, летописец восклицает: «Такой церкви несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ее, иконы златом и серебром и жемчугом, камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена».
Церковь Архангела Михаила принадлежит к типу башнеообразных храмов, известных в Приднепровье в конце XII — начале XIII веков. Это единственный из сохранившихся памятников смоленской архитектурной школы, которая сложилась в последней четверти XII века.
Церковь представляет собой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами. Композиция ее очень динамична. Высокий четверик завершен стройным барабаном. Центральная апсида высокая, полукруглая, боковые — пониженные, прямоугольные. Фасады имели трехлопастное завершение. Окна высокие, украшены «бровками», откосы их внутри и снаружи были расписаны. Внутреннее пространство отличается цельностью и высотой. Местами сохранились фрагменты росписи XII века.
Материалом для церкви послужил плиточный кирпич — плинфа. Широкие полосы розоватой цемянки с тонкими пластинами кирпича придали церкви конструктивную силу и прочность, благодаря которым церковь Архангела Михаила пережила многие тяжкие испытания.
Во время осады 1609–1611 годов она использовалась поляками как крепость против Смоленска. После взятия города православный приход был обращен в католический. Вновь для православного богослужения храм был восстановлен в первом десятилетии XVIII века. В XVII — начале XVIII веков переложена верхняя часть стен и своды, пробиты 8-гранные окна.
Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При нем, по благословению епископа Парфения, в 1775–1785 годах были построены: колокольня, каменная ограда и одноэтажный дом в юго-западном углу церковного участка. В последнем на средства Хлебникова обучались бедные и бесприютные мальчики.
В конце XIX века внутри храма имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия — человека божия, благоверного князя Александра Невского и мучеников Бориса и Глеба.
В 1963 году при устройстве кровель храма, по проекту Петра Дмитриевича Барановского, были удалены некоторые архитектурные детали XVIII–XIX веков. По проекту архитекторов С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой, в 1978–1989 годах проведена реставрация фасадов с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века — узких высоких окон храма, окон барабана, киота над южным порталом. Также были реставрированы отдельные детали XVIII века — восьмигранные окна на южном и северном фасадах и карнизы.
В 1990 году храм был передан Смоленской епархии. Богослужение началось в 1991 году. 21 ноября 1999 года митрополит Кирилл освятил белокаменный резной иконостас и престол храма.
Источник фотографий: Russia.Travel
Церковь была построена по указанию смоленского князя Давыда Ростиславича во время его правления в 1180–1197 годах и входила в архитектурный комплекс загородного княжеского двора. До закрытия в первой половине ХХ века в церкви находилась белокаменная гробница князя Давида.
Церковь Архангела Михаила — третье по возрасту здание после церквей Петропавловской и Иоаннобогословской и один из трех сохранившихся в городе храмов домонгольского периода.
Строя придворный храм, князь Давыд имел целью затмить его великолепием церкви других княжеств. Слава о пышности и богатстве убранства княжеской церкви быстро разнеслась по свету. По свидетельству историков церковь была украшена «паче всех церквей». «Ей-же несть подобной во всей полунощной стране, и многие иностранные приходяще для смотрения оной» — так отзывается о славе великокняжеской церкви автор Ипатьевской летописи. Говоря же далее об убранстве церкви, летописец восклицает: «Такой церкви несть в полунощной стране, и всем приходящим к ней дивитися зело изрядной красоте ее, иконы златом и серебром и жемчугом, камением драгим украшены, и всею благодатию исполнена».
Церковь Архангела Михаила принадлежит к типу башнеообразных храмов, известных в Приднепровье в конце XII — начале XIII веков. Это единственный из сохранившихся памятников смоленской архитектурной школы, которая сложилась в последней четверти XII века.
Церковь представляет собой крестово-купольный одноглавый четырехстолпный храм с тремя апсидами и тремя притворами. Композиция ее очень динамична. Высокий четверик завершен стройным барабаном. Центральная апсида высокая, полукруглая, боковые — пониженные, прямоугольные. Фасады имели трехлопастное завершение. Окна высокие, украшены «бровками», откосы их внутри и снаружи были расписаны. Внутреннее пространство отличается цельностью и высотой. Местами сохранились фрагменты росписи XII века.
Материалом для церкви послужил плиточный кирпич — плинфа. Широкие полосы розоватой цемянки с тонкими пластинами кирпича придали церкви конструктивную силу и прочность, благодаря которым церковь Архангела Михаила пережила многие тяжкие испытания.
Во время осады 1609–1611 годов она использовалась поляками как крепость против Смоленска. После взятия города православный приход был обращен в католический. Вновь для православного богослужения храм был восстановлен в первом десятилетии XVIII века. В XVII — начале XVIII веков переложена верхняя часть стен и своды, пробиты 8-гранные окна.
Во второй половине XVIII века старостой храма был назначен купец Василий Григорьевич Хлебников. При нем, по благословению епископа Парфения, в 1775–1785 годах были построены: колокольня, каменная ограда и одноэтажный дом в юго-западном углу церковного участка. В последнем на средства Хлебникова обучались бедные и бесприютные мальчики.
В конце XIX века внутри храма имелось четыре престола: главный — в честь Архангела Михаила; придельные: во имя Алексия — человека божия, благоверного князя Александра Невского и мучеников Бориса и Глеба.
В 1963 году при устройстве кровель храма, по проекту Петра Дмитриевича Барановского, были удалены некоторые архитектурные детали XVIII–XIX веков. По проекту архитекторов С.С. Подъяпольского и Т.Е. Каменевой, в 1978–1989 годах проведена реставрация фасадов с восстановлением некоторых архитектурных форм XII века — узких высоких окон храма, окон барабана, киота над южным порталом. Также были реставрированы отдельные детали XVIII века — восьмигранные окна на южном и северном фасадах и карнизы.
В 1990 году храм был передан Смоленской епархии. Богослужение началось в 1991 году. 21 ноября 1999 года митрополит Кирилл освятил белокаменный резной иконостас и престол храма.
Источник фотографий: Russia.Travel