Церковь Святой Троицы в Бёхове хорошо видна с противополжного берега Оки. Строительство церкви началось в 1904 году, закончилось в 1906 году. Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь — то связующее звено, которое объединяет все слои населения. В письме к другу Поленов так объяснял свою позицию: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем».
В мае 1918 года в усадьбе Василия Дмитриевича Поленова «Борок» был создан музей, объявленный национальным достоянием республики. Через несколько лет, в 1924 году, все постройки передали в пожизненное пользование семьи Поленовых. А в 1926 году Василий Дмитриевич стал народным художником Республики. Видимо, по инерции не закрывали и Троицкую церковь, которая всё это время действовала. Только через семь лет после смерти В.Д. Поленова советские власти «вспомнили» про храм. В 1934 году его закрыли, поснимали колокола с колокольни и разбили, а церковное имущество разграбили. Добротную каменную ограду разобрали и пустили на строительство фундаментов корпусов пионерского лагеря. Местные жители потихоньку растаскивали здание по частям. Время и погодные условия вносили лепту в разрушение церкви.
Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила по реке. Красноармейцы не пустили немцев на правый берег, разобрав мост через Оку, но это фашисты регулярно обстреливали из миномётов и пушек позиции наших войск. Осколки снарядов застревали в стенах церкви, в обрешётке кровли, но ощутимого урона не нанесли.
После войны директор «Дома-музея имени В.Д. Поленова» Дмитрий Васильевич Поленов, сын художника, неоднократно пытался доказать чиновникам, что Троицкий храм — неотъемлемая часть Поленова и должна быть передана музею. Но Министерство культуры посчитало, что церковь не является памятником архитектуры. Только в 1965 году, через 30 с лишним лет после закрытия, остатки Троицкой церкви в Бёхово были взяты под охрану государства; а в 1975 году начались реставрационные работы, которые затянулись на десять лет.
5 октября 1985 года состоялось торжественное открытие церкви. Естественно, храм выполнял не прямые свои функции, а служил выставочным залом музея-заповедника. На первой выставке экспонировались полотна В.Д. Поленова, его сестры Елены Дмитриевны, их друзей и учеников — К.А. Коровина, И.И. Левитана, М.Я. Якунчиковой.
Когда в 1989 году жители села Бёхово обратились в Тульскую епархию с просьбой возобновить богослужения в Троицкой церкви, руководство музея поддержало их в этом. Уже на следующий год в храме состоялась первая служба.
Источник фотографий: Russia.Travel
Церковь Святой Троицы в Бёхове хорошо видна с противополжного берега Оки. Строительство церкви началось в 1904 году, закончилось в 1906 году. Поленов с радостью откликнулся на просьбу крестьян построить для них церковь, прекрасно понимая, что именно церковь — то связующее звено, которое объединяет все слои населения. В письме к другу Поленов так объяснял свою позицию: «Наша Церковь, которая признает и живопись, и музыку, и поэзию, наряду с Домом молитвы уже есть Храм искусства, и это ее огромная сила и значение, как в прошедшем, так и в настоящем и будущем».
В мае 1918 года в усадьбе Василия Дмитриевича Поленова «Борок» был создан музей, объявленный национальным достоянием республики. Через несколько лет, в 1924 году, все постройки передали в пожизненное пользование семьи Поленовых. А в 1926 году Василий Дмитриевич стал народным художником Республики. Видимо, по инерции не закрывали и Троицкую церковь, которая всё это время действовала. Только через семь лет после смерти В.Д. Поленова советские власти «вспомнили» про храм. В 1934 году его закрыли, поснимали колокола с колокольни и разбили, а церковное имущество разграбили. Добротную каменную ограду разобрали и пустили на строительство фундаментов корпусов пионерского лагеря. Местные жители потихоньку растаскивали здание по частям. Время и погодные условия вносили лепту в разрушение церкви.
Во время Великой Отечественной войны линия фронта проходила по реке. Красноармейцы не пустили немцев на правый берег, разобрав мост через Оку, но это фашисты регулярно обстреливали из миномётов и пушек позиции наших войск. Осколки снарядов застревали в стенах церкви, в обрешётке кровли, но ощутимого урона не нанесли.
После войны директор «Дома-музея имени В.Д. Поленова» Дмитрий Васильевич Поленов, сын художника, неоднократно пытался доказать чиновникам, что Троицкий храм — неотъемлемая часть Поленова и должна быть передана музею. Но Министерство культуры посчитало, что церковь не является памятником архитектуры. Только в 1965 году, через 30 с лишним лет после закрытия, остатки Троицкой церкви в Бёхово были взяты под охрану государства; а в 1975 году начались реставрационные работы, которые затянулись на десять лет.
5 октября 1985 года состоялось торжественное открытие церкви. Естественно, храм выполнял не прямые свои функции, а служил выставочным залом музея-заповедника. На первой выставке экспонировались полотна В.Д. Поленова, его сестры Елены Дмитриевны, их друзей и учеников — К.А. Коровина, И.И. Левитана, М.Я. Якунчиковой.
Когда в 1989 году жители села Бёхово обратились в Тульскую епархию с просьбой возобновить богослужения в Троицкой церкви, руководство музея поддержало их в этом. Уже на следующий год в храме состоялась первая служба.
Источник фотографий: Russia.Travel