Музей находится в помещениях, служивших во второй половине XX века покоями ленинградских митрополитов, во время изгнания их из зданий Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Начинается музей с храма Успения Пресвятой Богородицы – домовой церкви ленинградских архипастырей, основанной в 1970-х годах митрополитом Никодимом (Ротовым). Тогда же были выполнены росписи, обновленные в 1999 г. трудами петербургских художников.
Первый зал носит название Патриарший, так как посвящен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Почивший Предстоятель Русской Православной Церкви окончил нашу Духовную академию в 1953 году и поныне не оставляет её своей заботой. В зале выставлен дар Святейшего владыки, первый экспонат музея – Тихвинская икона Божией Матери, некогда принадлежавшая Патриарху Алексию I. Здесь же фотографии из личного архива Его Святейшества. На самых ранних из них в юном отроке с трудом угадывается будущий Патриарх. Более явственно узнаётся он в молодом священнике. Затем перед нами предстоит умудрённый опытом архипастырь – архиепископ Таллинский, потом митрополит Ленинградский и, наконец, новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси. Рядом с фотографиями располагается сочинение священника Алексия Ридигера на степень кандидата богословия «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист» и докторская диссертация «Очерки Православия в Эстонии».
В витринах можно увидеть личные вещи Патриарха: митра, посох, скуфья, облачение. Особо следует отметить другой дар Святейшего – уникальную коллекцию орденов и медалей Русской Православной Церкви и собрание юбилейных и памятных медалей.
Второй зал музея посвящен памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). На стендах представлены редкие архивные фотографии той эпохи. В витринах экспонируются личные вещи и облачения этого выдающегося архипастыря. Потрясает воображение коллекция наград владыки – представлены церковные награды практически всех Поместных Церквей.
Имя митрополита Никодима тесно связано с нынешним первоиерархом Русской Церкви – Святейшим Патриархом Кириллом. Отдельная часть экспозиции посвящена годам ректорства в академии Святейшего. Он возглавлял Санкт-Петербургские духовные школы с 1974 по 1984 год. В витринах представлены облачения Патриарха, которые были переданы музею практически сразу после интронизации. Также представлена работа на соискание научной степени кандидата богословия, которая до сих пор вызывает высокую оценку среди специалистов в области экклезиологии.
Третий зал музея посвящен церковному искусству и живописи. Помимо плащаницы, хоругвий и предметов церковного назначения посетителям представлена для обзора коллекция картин голландских, итальянских и русских мастеров. Также в витринах этого зала выставлена обширная коллекция наград Русской и Украинской Православных Церквей.
Четвертый зал музея представляет взгляду посетителя многообразие форм церковного искусства. Здесь и иконы, в основном, XIX века, и предметы литья, в том числе разнообразные кресты, и рукописные и старопечатные книги. Предметы древнерусского ювелирного искусства наглядно показывают, как в средневековом сознании сочетались языческие и христианские элементы.
Представленные образцы материальной культуры раннехристианской эпохи позволяют обратиться к основам христианского искусства: копии изображений из христианских катакомб, светильник, маленькие кувшинчики, использовавшиеся, видимо, для благовоний. Эти предметы из раскопок Херсонеса – греческой колонии Северного Причерноморья, где принял крещение св. князь Владимир, Креститель Руси. Херсонес явился своеобразным мостом для распространения Православия и его искусства из Византии на Русь. В этом отношении также интересен представленный номинал – малая бронзовая монета Константина Великого с его изображением.
Из представленных экспонатов интересна коллекция антиминсов – прямоугольных платов с вшитой частичкой мощей святого мученика. На антиминсе (буквально с греч. — вместо престола), который находится в каждом православном храме, совершается Таинство Евхаристии – пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь нашего Спасителя. Антиминсы, представленные здесь, относятся к XVII-XIX векам. Самый старый из них датирован 1667 годом, он освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Симоном при царе Алексее Михайловиче. Интерес представляет и греко-католический (униатский) антиминс. От православного он отличается изображением личного герба правящего католического епископа.
Кроме металлических крестов в музее собраны деревянные, костяные нательные крестики и огромные намогильные и поклонные каменные кресты, самый большой из них, вероятно, относится к XIII веку, памятник времени св. Александра Невского.
Сегодня, несмотря ни на какие трудности, дело Николая Васильевича Покровского продолжается. В музее трудятся студенты Духовной академии и семинарии, иконописного отделения, люди жертвуют экспонаты, помогают в создании музейного оборудования. Музей сотрудничает с другими церковными и государственными музеями, научными учреждениями. Посетители приходят, с интересом слушают экскурсовода, задают вопросы. Нередко нас посещают делегации различных православных и инославных церквей, студенты светских вузов и много простых людей, которые могут знакомиться здесь с православной культурой России.
Источник фотографий: Russia.Travel
Музей находится в помещениях, служивших во второй половине XX века покоями ленинградских митрополитов, во время изгнания их из зданий Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Начинается музей с храма Успения Пресвятой Богородицы – домовой церкви ленинградских архипастырей, основанной в 1970-х годах митрополитом Никодимом (Ротовым). Тогда же были выполнены росписи, обновленные в 1999 г. трудами петербургских художников.
Первый зал носит название Патриарший, так как посвящен Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Почивший Предстоятель Русской Православной Церкви окончил нашу Духовную академию в 1953 году и поныне не оставляет её своей заботой. В зале выставлен дар Святейшего владыки, первый экспонат музея – Тихвинская икона Божией Матери, некогда принадлежавшая Патриарху Алексию I. Здесь же фотографии из личного архива Его Святейшества. На самых ранних из них в юном отроке с трудом угадывается будущий Патриарх. Более явственно узнаётся он в молодом священнике. Затем перед нами предстоит умудрённый опытом архипастырь – архиепископ Таллинский, потом митрополит Ленинградский и, наконец, новоизбранный Патриарх Московский и всея Руси. Рядом с фотографиями располагается сочинение священника Алексия Ридигера на степень кандидата богословия «Митрополит Филарет (Дроздов) как догматист» и докторская диссертация «Очерки Православия в Эстонии».
В витринах можно увидеть личные вещи Патриарха: митра, посох, скуфья, облачение. Особо следует отметить другой дар Святейшего – уникальную коллекцию орденов и медалей Русской Православной Церкви и собрание юбилейных и памятных медалей.
Второй зал музея посвящен памяти митрополита Ленинградского и Новгородского Никодима (Ротова). На стендах представлены редкие архивные фотографии той эпохи. В витринах экспонируются личные вещи и облачения этого выдающегося архипастыря. Потрясает воображение коллекция наград владыки – представлены церковные награды практически всех Поместных Церквей.
Имя митрополита Никодима тесно связано с нынешним первоиерархом Русской Церкви – Святейшим Патриархом Кириллом. Отдельная часть экспозиции посвящена годам ректорства в академии Святейшего. Он возглавлял Санкт-Петербургские духовные школы с 1974 по 1984 год. В витринах представлены облачения Патриарха, которые были переданы музею практически сразу после интронизации. Также представлена работа на соискание научной степени кандидата богословия, которая до сих пор вызывает высокую оценку среди специалистов в области экклезиологии.
Третий зал музея посвящен церковному искусству и живописи. Помимо плащаницы, хоругвий и предметов церковного назначения посетителям представлена для обзора коллекция картин голландских, итальянских и русских мастеров. Также в витринах этого зала выставлена обширная коллекция наград Русской и Украинской Православных Церквей.
Четвертый зал музея представляет взгляду посетителя многообразие форм церковного искусства. Здесь и иконы, в основном, XIX века, и предметы литья, в том числе разнообразные кресты, и рукописные и старопечатные книги. Предметы древнерусского ювелирного искусства наглядно показывают, как в средневековом сознании сочетались языческие и христианские элементы.
Представленные образцы материальной культуры раннехристианской эпохи позволяют обратиться к основам христианского искусства: копии изображений из христианских катакомб, светильник, маленькие кувшинчики, использовавшиеся, видимо, для благовоний. Эти предметы из раскопок Херсонеса – греческой колонии Северного Причерноморья, где принял крещение св. князь Владимир, Креститель Руси. Херсонес явился своеобразным мостом для распространения Православия и его искусства из Византии на Русь. В этом отношении также интересен представленный номинал – малая бронзовая монета Константина Великого с его изображением.
Из представленных экспонатов интересна коллекция антиминсов – прямоугольных платов с вшитой частичкой мощей святого мученика. На антиминсе (буквально с греч. — вместо престола), который находится в каждом православном храме, совершается Таинство Евхаристии – пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь нашего Спасителя. Антиминсы, представленные здесь, относятся к XVII-XIX векам. Самый старый из них датирован 1667 годом, он освящён архиепископом Вологодским и Белозерским Симоном при царе Алексее Михайловиче. Интерес представляет и греко-католический (униатский) антиминс. От православного он отличается изображением личного герба правящего католического епископа.
Кроме металлических крестов в музее собраны деревянные, костяные нательные крестики и огромные намогильные и поклонные каменные кресты, самый большой из них, вероятно, относится к XIII веку, памятник времени св. Александра Невского.
Сегодня, несмотря ни на какие трудности, дело Николая Васильевича Покровского продолжается. В музее трудятся студенты Духовной академии и семинарии, иконописного отделения, люди жертвуют экспонаты, помогают в создании музейного оборудования. Музей сотрудничает с другими церковными и государственными музеями, научными учреждениями. Посетители приходят, с интересом слушают экскурсовода, задают вопросы. Нередко нас посещают делегации различных православных и инославных церквей, студенты светских вузов и много простых людей, которые могут знакомиться здесь с православной культурой России.
Источник фотографий: Russia.Travel