Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви создан в 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища). В настоящее время в музее действуют 6 выставочных экспозиций.
«Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь» — экспозиция рассказывает о вкладах в Ипатьевский монастырь представителей боярско-царского рода Годуновых — удивительных по своей исторической и художественной ценности памятниках искусства. Древние иконы в драгоценных окладах, подвесные пелены, ковчеги с мощами святых угодников, богатые облачения священнослужителей, старопечатные и рукописные книги, золотая и серебряная церковная утварь украшали храмы Ипатьевской обители, хранились в её сокровищнице — монастырской ризнице, а сейчас бережно сохраняются в Церковном музее и представлены на его экспозиции. По художественной и материальной ценности вложенные Годуновыми в свою родовую Ипатьевскую обитель шедевры не уступали царским вкладам в Кремлевские соборы и Троице-Сергиеву Лавру.
«Ипатьевский монастырь — «колыбель» Дома Романовых»: в мартовские дни 1613 года Ипатьевский монастырь стал местом, где представитель боярского рода Романовых впервые был наречен царем после всенародного «обиранья» на Земском соборе. С тех пор многие узы связали Костромскую землю с царственным Домом Романовых. Кострому неоднократно посещали Государи и Великие Князья. Романовы заботились о процветании города и Ипатьевского монастыря. На территории обители сохранился большой комплекс мемориальных Романовских памятников, а в коллекции Церковного музея находятся святыни, являющиеся вкладами в обитель представителей Романовского рода. Особое место среди монастырских построек занимает здание, в котором, по преданию, жил в феврале–марте 1613 года Михаил Федорович Романов со своей матерью Великой старицей Марфой. Расположенная в этой мемориальной постройке экспозиция «Ипатьевский монастырь — «колыбель» Дома Романовых» представляет реликвии, связанные с царствовавшим в России более 300 лет Домом Романовых.
Троицкий собор Ипатьевского монастыря — не только главный действующий храм, но и одноименная открытая экспозиция выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства. В их создании принимали участие мастера исключительных достоинств: в 1654–1656 годах иконы для иконостаса были выполнены первоклассными царскими иконописцами; в 1684 году костромская артель под руководством выдающегося изографа Гурия Никитина создала в Троицком соборе фресковый ансамбль, представляющий собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. Резной из дерева золоченый иконостас в стиле барокко воздвигли в 1756–1758 годах костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым. Верх иконостаса украшает резное навершие с композицией «Распятие с предстоящими», подаренное Ипатьевскому монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. В летописи на стенах храма можно прочитать мудрое пожелание потомкам: «Всем же изографное воображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь».
«Церковные древности Костромской земли (Сокровища русского прикладного искусства XVII–XIX веков)» — эта экспозиция рассказывает об искусстве костромских мастеров, его истории и развитии в русле единой общерусской культуры XVI–XIX веков. Представленные предметы церковной утвари — шитые пелены, богато украшенные золотным орнаментальным шитьем и жемчужным низанием ризы, драгоценные оклады икон и Евангелий, усыпанные драгоценными камнями митры с использованием дробниц в технике чеканки, ростовской финифти и черни — когда-то составляли благолепие церквей и монастырей. Представленные музейные экспонаты, в большинстве своем, являлись вкладными вещами в древних храмы и обители Костромской земли.
Экспозиция «Костромская икона. Произведения русской иконописи XV–XIX веков» рассказывает о зарождении и развитии костромской иконописной традиции, о становлении Костромы как самостоятельного художественного центра с ярко выраженными стилистическими особенностями и живописными приемами. Здесь складываются династии иконописцев, которые по царским указам привлекались для художественных работ в Московском Кремле: Любим Агеев, Василий Ильин Запокровский, братья Иван и Петр Поповы, Сергей Рожков, Гурий Никитин, Кирилл Уланов, Василий Никитин Вощин. Благодаря иконописной манере этих мастеров и, особенно, Гурия Никитина — одного из самых значительных русских художников XVII века — костромская иконопись достигает в XVII веке высокого расцвета и яркого своеобразия стиля. Представленные на музейной экспозиции костромские иконы характеризует яркая изысканная декоративность; колорит, основанный на звучных цветовых сочетаниях; мягкий орнаментальный рисунок и свободная манера письма.
Еще одна выставка посвящена творчеству одного из самых блистательных русских художников XVII века — прославленного костромского иконописца и изографа Гурия Никитина Кинешемцева. Под его руководством 330 лет назад была выполнена роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря — костромские изографы создали настенную роспись замечательной музыкальности, гармонической цельности, необычайной красоты колорита.
Во главе с Гурием Никитиным костромскими изографами было создано более десяти ансамблей фресок в разных русских городах. Выставка также рассказывает о реставрационных работах монументальной живописи Гурия Никитина группой костромских художников — реставраторов под руководством Александра Михайловича Малафеева. Благодаря их творческому кропотливому труду было восстановлено в первозданном виде «стенное письмо» Гурия Никитина.
Источник фотографий: Russia.Travel
Церковный Историко-археологический музей Костромской епархии Русской Православной Церкви создан в 2004 году в стенах древнего Ипатьевского монастыря как преемник и продолжатель традиций дореволюционного церковного музея (Древлехранилища). В настоящее время в музее действуют 6 выставочных экспозиций.
«Вклады боярского и царского рода Годуновых в Ипатьевский монастырь» — экспозиция рассказывает о вкладах в Ипатьевский монастырь представителей боярско-царского рода Годуновых — удивительных по своей исторической и художественной ценности памятниках искусства. Древние иконы в драгоценных окладах, подвесные пелены, ковчеги с мощами святых угодников, богатые облачения священнослужителей, старопечатные и рукописные книги, золотая и серебряная церковная утварь украшали храмы Ипатьевской обители, хранились в её сокровищнице — монастырской ризнице, а сейчас бережно сохраняются в Церковном музее и представлены на его экспозиции. По художественной и материальной ценности вложенные Годуновыми в свою родовую Ипатьевскую обитель шедевры не уступали царским вкладам в Кремлевские соборы и Троице-Сергиеву Лавру.
«Ипатьевский монастырь — «колыбель» Дома Романовых»: в мартовские дни 1613 года Ипатьевский монастырь стал местом, где представитель боярского рода Романовых впервые был наречен царем после всенародного «обиранья» на Земском соборе. С тех пор многие узы связали Костромскую землю с царственным Домом Романовых. Кострому неоднократно посещали Государи и Великие Князья. Романовы заботились о процветании города и Ипатьевского монастыря. На территории обители сохранился большой комплекс мемориальных Романовских памятников, а в коллекции Церковного музея находятся святыни, являющиеся вкладами в обитель представителей Романовского рода. Особое место среди монастырских построек занимает здание, в котором, по преданию, жил в феврале–марте 1613 года Михаил Федорович Романов со своей матерью Великой старицей Марфой. Расположенная в этой мемориальной постройке экспозиция «Ипатьевский монастырь — «колыбель» Дома Романовых» представляет реликвии, связанные с царствовавшим в России более 300 лет Домом Романовых.
Троицкий собор Ипатьевского монастыря — не только главный действующий храм, но и одноименная открытая экспозиция выдающихся произведений церковного искусства: иконописи, монументальной живописи, русского прикладного искусства. В их создании принимали участие мастера исключительных достоинств: в 1654–1656 годах иконы для иконостаса были выполнены первоклассными царскими иконописцами; в 1684 году костромская артель под руководством выдающегося изографа Гурия Никитина создала в Троицком соборе фресковый ансамбль, представляющий собой вершину русской монументальной духовной живописи XVII столетия. Резной из дерева золоченый иконостас в стиле барокко воздвигли в 1756–1758 годах костромские резчики во главе с Макаром Быковым и Петром Золотаревым. Верх иконостаса украшает резное навершие с композицией «Распятие с предстоящими», подаренное Ипатьевскому монастырю Императрицей Елизаветой Петровной. В летописи на стенах храма можно прочитать мудрое пожелание потомкам: «Всем же изографное воображение в духовное наслаждение на вечные века, аминь».
«Церковные древности Костромской земли (Сокровища русского прикладного искусства XVII–XIX веков)» — эта экспозиция рассказывает об искусстве костромских мастеров, его истории и развитии в русле единой общерусской культуры XVI–XIX веков. Представленные предметы церковной утвари — шитые пелены, богато украшенные золотным орнаментальным шитьем и жемчужным низанием ризы, драгоценные оклады икон и Евангелий, усыпанные драгоценными камнями митры с использованием дробниц в технике чеканки, ростовской финифти и черни — когда-то составляли благолепие церквей и монастырей. Представленные музейные экспонаты, в большинстве своем, являлись вкладными вещами в древних храмы и обители Костромской земли.
Экспозиция «Костромская икона. Произведения русской иконописи XV–XIX веков» рассказывает о зарождении и развитии костромской иконописной традиции, о становлении Костромы как самостоятельного художественного центра с ярко выраженными стилистическими особенностями и живописными приемами. Здесь складываются династии иконописцев, которые по царским указам привлекались для художественных работ в Московском Кремле: Любим Агеев, Василий Ильин Запокровский, братья Иван и Петр Поповы, Сергей Рожков, Гурий Никитин, Кирилл Уланов, Василий Никитин Вощин. Благодаря иконописной манере этих мастеров и, особенно, Гурия Никитина — одного из самых значительных русских художников XVII века — костромская иконопись достигает в XVII веке высокого расцвета и яркого своеобразия стиля. Представленные на музейной экспозиции костромские иконы характеризует яркая изысканная декоративность; колорит, основанный на звучных цветовых сочетаниях; мягкий орнаментальный рисунок и свободная манера письма.
Еще одна выставка посвящена творчеству одного из самых блистательных русских художников XVII века — прославленного костромского иконописца и изографа Гурия Никитина Кинешемцева. Под его руководством 330 лет назад была выполнена роспись Троицкого собора Ипатьевского монастыря — костромские изографы создали настенную роспись замечательной музыкальности, гармонической цельности, необычайной красоты колорита.
Во главе с Гурием Никитиным костромскими изографами было создано более десяти ансамблей фресок в разных русских городах. Выставка также рассказывает о реставрационных работах монументальной живописи Гурия Никитина группой костромских художников — реставраторов под руководством Александра Михайловича Малафеева. Благодаря их творческому кропотливому труду было восстановлено в первозданном виде «стенное письмо» Гурия Никитина.
Источник фотографий: Russia.Travel