Массовые народные игры в Тыве всегда были частью больших праздников: все присутствующие на празднике непосредственно участвовали в них – играя, болея за своих, организуя игру или помогая в организации. Традиционные для праздников игры — это стрельба из лука, борьба хуреш, конные скачки, а также их разновидности: выбивание ремня (баг кагары), стрельба из лука в ремень (баг адары) или в мишень (кара адары), различного типа игры-состязания (маргылдаалыг оюннар).
Играя в стрельбу в мишень, кары адары, играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4 — 5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди стреляют в цель от черты. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.
Детские игры тувинцев не только развивали ребенка, но и вводили его в систему ценностей народа и ненавязчиво передавали целостную картину мира. Тувинцы издревле играли в игры с костями-лодыжками – кажык, в подобие европейского домино – даалы. Скороговорки дурген чуга развивали дыхание будущим певцам хоомея. Игра аскак-кадай не только развивала речевые навыки у детей, но и закрепляла традиционный речевой этикет за счет повторения формулировок.
Были свои традиционные игры и у молодежи, так, в 1930 году одним из массовых молодежных развлечений было молодежное гуляние «Ойтулаш». В назначенный час в условленном месте собирались участники празднества, разжигали костры, пели песни, играли на дудках и варганах. Обязательной частью «Ойтулааша» были игры: кары адары, чьи правила описаны выше, чинчи чажырар — «найти бусинку».
В игре чинчи чажырары играющие делятся на две команды поровну. Первая команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, вторая должна найти эту «иголку в стоге сена». Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого-нибудь в руке, но незаметно, чтобы обмануть соперника — он делает вид, что прячет ее, у всех по очереди. Другая команда выбирает двух или трех «находчиков». Они подходят и ищут по выражениям лиц игроков, по движениям и другим приметам. Каждый «находчик» имеет право открыть только две руки, независимо чьи: одну руку у одного, вторую – у другого или две руки у одного игрока. Если из двух или трех «находчиков» никто не нашел бусинку, то команда штрафуется: во – первых, лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные «находчики» исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы... Если из оштрафованных кто-нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что-нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.
Источник фотографий: Russia.Travel
Массовые народные игры в Тыве всегда были частью больших праздников: все присутствующие на празднике непосредственно участвовали в них – играя, болея за своих, организуя игру или помогая в организации. Традиционные для праздников игры — это стрельба из лука, борьба хуреш, конные скачки, а также их разновидности: выбивание ремня (баг кагары), стрельба из лука в ремень (баг адары) или в мишень (кара адары), различного типа игры-состязания (маргылдаалыг оюннар).
Играя в стрельбу в мишень, кары адары, играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4 — 5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди стреляют в цель от черты. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.
Детские игры тувинцев не только развивали ребенка, но и вводили его в систему ценностей народа и ненавязчиво передавали целостную картину мира. Тувинцы издревле играли в игры с костями-лодыжками – кажык, в подобие европейского домино – даалы. Скороговорки дурген чуга развивали дыхание будущим певцам хоомея. Игра аскак-кадай не только развивала речевые навыки у детей, но и закрепляла традиционный речевой этикет за счет повторения формулировок.
Были свои традиционные игры и у молодежи, так, в 1930 году одним из массовых молодежных развлечений было молодежное гуляние «Ойтулаш». В назначенный час в условленном месте собирались участники празднества, разжигали костры, пели песни, играли на дудках и варганах. Обязательной частью «Ойтулааша» были игры: кары адары, чьи правила описаны выше, чинчи чажырар — «найти бусинку».
В игре чинчи чажырары играющие делятся на две команды поровну. Первая команда прячет бусинку в руке одного из своих членов, вторая должна найти эту «иголку в стоге сена». Команда, получившая право на прятание бусинки, выбирает ведущего; тот должен спрятать ее у кого-нибудь в руке, но незаметно, чтобы обмануть соперника — он делает вид, что прячет ее, у всех по очереди. Другая команда выбирает двух или трех «находчиков». Они подходят и ищут по выражениям лиц игроков, по движениям и другим приметам. Каждый «находчик» имеет право открыть только две руки, независимо чьи: одну руку у одного, вторую – у другого или две руки у одного игрока. Если из двух или трех «находчиков» никто не нашел бусинку, то команда штрафуется: во – первых, лишается права прятать бусинку в дальнейшей игре, во – вторых, выбранные «находчики» исполняют песню, либо читают стихи, короткие сказки, рассказы... Если из оштрафованных кто-нибудь по каким– либо причинам не может выполнить желание публики, то ему дается право исполнять что-нибудь по его усмотрению. Если он и этого не может сделать, то штрафуется команда целиком. За выигравшей командой остается право прятать бусинку. Если ищущая команда нашла бусинку, она ее забирает и прячет у себя в команде точно в таком же порядке.
Источник фотографий: Russia.Travel