У истоков иконописной школы Невьянска стояли староверы, бежавшие в XVII веке из центра России от церковных реформ. Особый вклад в развитие направления внесли династии старообрядцев Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных.
Традиции, заложенные старообрядцами, связаны прежде всего с написанием «плоских», аскетичных ликов, удлиненных фигур, утонченных поз. В работах присутствуют некоторые приемы, характерные для эпохи Возрождения: травные орнаменты, прорисовка самых мельчайших деталей. Встречаются в иконах невьянской школы и элементы стиля барокко: пышные картуши, вычурные завитки, тяжеловесные узорчатые драпировки.
Художники активно используют золото в своих работах — им прорисовывается одеяние святых, оформляется поверхность иконы, им же создается фон для написания ликов. Золото играло особую роль в написании икон: оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, добро. Невьянские иконы отличаются также цветовой палитрой. Оттенки красного варьируются в одном произведении и даже в отдельно взятой фигуре. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Уральские иконописцы использовали кармин, киноварь, краплак и бакан. Их сложными сочетаниями и объясняется богатая и радостная невьянская цветовая гамма.
С начала XIX века в невьянской иконописи появляются черты классицизма. Мастера начинают изображать на иконах архитектурные постройки и детали в трехмерном пространстве, что делает их более реалистичными. Лики святых пишутся очень тщательно: детально прорисовываются глаза, формы губ, подбородка, носа и щек.
В XX веке традиции невьянской иконописи были утеряны. Старые мастера умерли, в связи с гонениями на церковь передать мастерство было некому. Но за последние 20 лет в Невьянске появились новые мастера. Под одной крышей в «Доме Невьянской иконы» иконописцев собрал Петр Савкин, председатель правления фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов». Сегодня мастера при соблюдении традиций стараются развивать новые формы. К старинным технологиям изготовления икон добавились современные: берестяная икона, которую приятно держать в руках, медная – изысканная, богато украшенная каменьями.
Источник фотографий: Russia.Travel
У истоков иконописной школы Невьянска стояли староверы, бежавшие в XVII веке из центра России от церковных реформ. Особый вклад в развитие направления внесли династии старообрядцев Богатыревых, Чернобровиных, Романовых, Филатовых, Малыгановых, Заверткиных.
Традиции, заложенные старообрядцами, связаны прежде всего с написанием «плоских», аскетичных ликов, удлиненных фигур, утонченных поз. В работах присутствуют некоторые приемы, характерные для эпохи Возрождения: травные орнаменты, прорисовка самых мельчайших деталей. Встречаются в иконах невьянской школы и элементы стиля барокко: пышные картуши, вычурные завитки, тяжеловесные узорчатые драпировки.
Художники активно используют золото в своих работах — им прорисовывается одеяние святых, оформляется поверхность иконы, им же создается фон для написания ликов. Золото играло особую роль в написании икон: оно символизировало Христа, божественный свет, солнце, власть, чистоту помыслов, добро. Невьянские иконы отличаются также цветовой палитрой. Оттенки красного варьируются в одном произведении и даже в отдельно взятой фигуре. Богата палитра зеленого и синего с нюансами голубовато-зеленых тонов. Уральские иконописцы использовали кармин, киноварь, краплак и бакан. Их сложными сочетаниями и объясняется богатая и радостная невьянская цветовая гамма.
С начала XIX века в невьянской иконописи появляются черты классицизма. Мастера начинают изображать на иконах архитектурные постройки и детали в трехмерном пространстве, что делает их более реалистичными. Лики святых пишутся очень тщательно: детально прорисовываются глаза, формы губ, подбородка, носа и щек.
В XX веке традиции невьянской иконописи были утеряны. Старые мастера умерли, в связи с гонениями на церковь передать мастерство было некому. Но за последние 20 лет в Невьянске появились новые мастера. Под одной крышей в «Доме Невьянской иконы» иконописцев собрал Петр Савкин, председатель правления фонда «Возрождение невьянской иконописи и народных художественных промыслов». Сегодня мастера при соблюдении традиций стараются развивать новые формы. К старинным технологиям изготовления икон добавились современные: берестяная икона, которую приятно держать в руках, медная – изысканная, богато украшенная каменьями.
Источник фотографий: Russia.Travel