Вход
0 отзывов
Утицы
Республика Коми, Ухта, городской округ Ухта, Ухтинская улица
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Утицы

Категории

Описание

В Республике Коми водятся утки речные (на языке коми - ю выв утка) и нырковые (суналысь утка): кряква, серая утка, чирок-свистунок, свиязь, шилохвость, чирок-тре-скунок, широконоска, красноголовый нырок, синьга, турпан, крохали и прочие гнездятся в самых разных местах около воды или на некотором удалении. Образ утки (гуся, лебедя) входит в число древнейших символов Уральского мира. В мифологии древних финно-угорских народов образу утки придавалось очень большое значение. Согласно сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или же сносила яйцо, из которого происходили земля, небо светила, по сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание, пространство для жизни людей.

В фольклоре коми сохранился древнейший сюжет такого мифа, где гагара по приказу лебедя достаёт кусочек ила со дна первозданного океана. Этот кусочек растёт в длину и в ширину и становится сушей-землёй, а лебедь и гагара принимают человеческий облик и становятся Еном (Богом) и Омöлем (Чёртом), чтобы наполнить мир и создать человека, его жителя.

Утка считалась божьей птицей и пребывала в раю, есть соответствующие изображения в старинных рукописных книгах. Этот образ, в свою очередь, восходит к мифологическим представлениям о небесной утке как о душе умершего или ещё не родившегося человека.

Древние считали, что по Млечному пути утки-души ещё не родившихся людей прилетают на землю, поэтому он у всех финно-угров называется «Путём водоплавающих птиц», а у коми и вовсе «Чöж туй» – «Дорога уток». Не случайно в декоративно-прикладном искусстве коми, как и других финно-угров и русских, образ утки чрезвычайно распространён: это утицы-братины, в которых подавались напитки во время праздников, утицы-ковши для воды, утицы-солонки, обязательно включавшиеся в свадебное приданое невесты.

Образ утки присутствовал не только в мифологических текстах коми; он был излюбленным  мотивом для предметов домашней утвари. В старинных предметах домашнего обихода коми повсеместно встречались изображения утки: шкафы, божницы и вешалки делались с вырезными мотивами утки.

Практически всю необходимую деревянную утварь крестьяне делали сами. Как пишет В. Зиновская в книге «Мастера по дереву», «Резали посуду долгими зимними вечерами. Начерно обрабатывали топором древесный кряж, придавая общие очертания изделию. Затем теслом или резцом снимали лишнюю древесину, а скобелем зачищали внешнюю поверхность. Окончательно отполировав изделие, его покрывали конопляной олифой, что придавало вещи теплый золотистый цвет».

Почти в каждом доме можно было встретить деревянную солонку в форме утки. Такими резными солонками в семье очень дорожили, так как они обычно переходили из поколения в поколение.



Источник фотографий: Russia.Travel

В Республике Коми водятся утки речные (на языке коми - ю выв утка) и нырковые (суналысь утка): кряква, серая утка, чирок-свистунок, свиязь, шилохвость, чирок-тре-скунок, широконоска, красноголовый нырок, синьга, турпан, крохали и прочие гнездятся в самых разных местах около воды или на некотором удалении. Образ утки (гуся, лебедя) входит в число древнейших символов Уральского мира. В мифологии древних финно-угорских народов образу утки придавалось очень большое значение. Согласно сюжету о сотворении мира, утка доставала землю со дна первичного океана или же сносила яйцо, из которого происходили земля, небо светила, по сути, утка символизировала космическую силу, ответственную за мироздание, пространство для жизни людей.

В фольклоре коми сохранился древнейший сюжет такого мифа, где гагара по приказу лебедя достаёт кусочек ила со дна первозданного океана. Этот кусочек растёт в длину и в ширину и становится сушей-землёй, а лебедь и гагара принимают человеческий облик и становятся Еном (Богом) и Омöлем (Чёртом), чтобы наполнить мир и создать человека, его жителя.

Утка считалась божьей птицей и пребывала в раю, есть соответствующие изображения в старинных рукописных книгах. Этот образ, в свою очередь, восходит к мифологическим представлениям о небесной утке как о душе умершего или ещё не родившегося человека.

Древние считали, что по Млечному пути утки-души ещё не родившихся людей прилетают на землю, поэтому он у всех финно-угров называется «Путём водоплавающих птиц», а у коми и вовсе «Чöж туй» – «Дорога уток». Не случайно в декоративно-прикладном искусстве коми, как и других финно-угров и русских, образ утки чрезвычайно распространён: это утицы-братины, в которых подавались напитки во время праздников, утицы-ковши для воды, утицы-солонки, обязательно включавшиеся в свадебное приданое невесты.

Образ утки присутствовал не только в мифологических текстах коми; он был излюбленным  мотивом для предметов домашней утвари. В старинных предметах домашнего обихода коми повсеместно встречались изображения утки: шкафы, божницы и вешалки делались с вырезными мотивами утки.

Практически всю необходимую деревянную утварь крестьяне делали сами. Как пишет В. Зиновская в книге «Мастера по дереву», «Резали посуду долгими зимними вечерами. Начерно обрабатывали топором древесный кряж, придавая общие очертания изделию. Затем теслом или резцом снимали лишнюю древесину, а скобелем зачищали внешнюю поверхность. Окончательно отполировав изделие, его покрывали конопляной олифой, что придавало вещи теплый золотистый цвет».

Почти в каждом доме можно было встретить деревянную солонку в форме утки. Такими резными солонками в семье очень дорожили, так как они обычно переходили из поколения в поколение.



Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала