Вход
0 отзывов
Вологодские валенки
Вологодская область, Вологда, городской округ Вологда, улица Засодимского, 5
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Вологодские валенки

Категории

Описание

Обувь, валяная из шерсти, появилась у восточных славян довольно поздно. Валенки — это обувь в форме сапога, выбитого и спрессованного по специальной колодке. Название их исконно русское и встречается уже в XVIII веке. Понятие «валяние» в значении «прессовать шерсть» в некоторых районах России звучало как «катание» — отсюда второе название валенок, катанки. Первой появилась низкая валяная обувь в виде высоких галош: коты, чуни, валенки, катанки, кеньги. К такой валяной обуви подшивали кожаную подошву, чтобы не промокала, и пришивали суконное голенище. Но валенки в виде цельного твердого сапога, сделанного на колоде, впервые появились в Нижегородской губернии в начале XIX века.

В конце XIX — начале XX века, валяльно-войлочное производство появилось в Вологодской губернии — в Вологодском, Кадниковском и Грязовецком уездах; много мастеров работало и в Тотемском, Великоустюгском и Сольвычегодском уездах. В других уездах губернии промысел носил семейно-ремесленный характер: валенки катали для своих нужд. Кустарей-валяльщиков называли каталями.

В. И. Белов писал: «Каталь на Севере — фигура совершенно необходимая…». Описывает он и труд «странствующих» каталей отходников, которые, сформировав артель из трех-четырех человек, обычно родственников, со своим инструментом ходили по избам.

Работа, как и везде, начиналась с битья овечьей шерсти. Делалось это кожаной струной, туго натянутой на специальное подвижное устройство, подвешенное на стене. «По этой струне щелкали, «стрекали» особой деревянной зацепкой. Струна, вибрируя, разбивала в пух свалявшуюся шерсть. По-видимому, отсюда, как считает В. Белов, и пошло выражение «разбить в пух и прах». Взбитую шерсть осторожно развертывали в виде буквы Т на столе, клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер валенка. Складывали букву Т по оси и, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Это уже было что-то напоминающее валенок. Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и кипятили, потом вынимали прокладку, заменяя ее колодкой. Лишь после этого начиналось собственно валяние. Мастер осторожно использовал способность шерсти сваливаться, чтобы соединить, свалять края заготовок, после чего можно было спокойно применять и силу…Валенок катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили, шастали по нему четырехгранным железным прутком. Чем сильней били и катали, тем больше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше. В голенище вставляли распорки. Готовый валенок красили, сушили, зачищали пемзой».

Помещением для работы большинству местных каталей служила жилая изба, только зажиточные крестьяне имели особые помещения для мастерской. Катальня — изба в 7-8 аршин длиной и такой же ширины. В ней располагалась русская печь с котлом для кипячения воды. У противоположной стороны стоял верстак, на котором катали сапог. Иногда валять могли прямо на дому или в бане. Для стирки колпака имелась специальная поварня, которая могла служить сразу нескольким семьям.

Постановка катальни обходилась в 50-70 рублей, служила она восемь-десять лет. Заработок одиночки-кустаря составлял около десяти рублей в месяц. Промысел этот исключительно мужской, и женщины в нем не принимали никакого участия.

Механизация в области катального промысла произвела настоящую революцию в мире русских валенок: чесальные и катальные машины ускорили и удешевили процесс производства. Однако изготовление и свойлачивание основ валяной обуви представляло собой сложный многоступенчатый процесс даже на фабрике. Работа в валяльном промысле — «чистая каторга — в пыли, в духоте, прели и вони», — отмечали современники. Даже сейчас для превращения шерсти в пару валенок нужно пять дней упорной работы. Зато они выдерживают температуру до минус 60 по Цельсию.

Сегодня эта исконно русская обувь вновь становится популярной. Российские спортсмены, к примеру, надели валенки с калошами даже на зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити.

Сам термин «вологодский валенок» не слишком известен в литературе. Между тем известно, к примеру, что осенью 1734 года по указу императрицы Анны Иоанновны из Чарозерской волости Кирилловского уезда в далекую Тобольскую губернию были отправлены тридцать «самых знатных» каталей вместе с семьями и скарбом. Существует предание, что именно они помогли заложить фундамент будущей славы сибирского валенка. Еще один любопытный исторический факт: в 1936 году на Большеивановской катавальне под Белозерском был изготовлен спецкомплект одежды: костюм из чистой шерсти, бурка и валенки. Все это предназначалось в подарок «дорогому вождю, товарищу Сталину».

С советских времен кавальные цеха в Череповце и Кичменгском Городке, в Великом Устюге производили доступный по цене товар массового потребления, но сравнительно не самый лучший. Валенки ручной катки всегда ценились больше фабричных — не только за способность лучше сохранять тепло, но и за лечебные свойства овечьей шерсти. «Валенки — это прежде всего здоровье. Овечья шерсть лечит и артрит, и ревматизм, массирует ноги», — убеждена вологжанка Татьяна Исаковская, собирающая шерсть для валенок по вологодским деревням.

До сих пор Вологодская область славится своими валенками. Например, Николай Алфеевич Сайкин выкупил катавальню в деревне Вотча в 2003 году. В катавальне Сайкина все по-старинке, в работе используют те же инструменты, что и столетие назад: валек, каток, катушку, крякалку, пруток. Единственное механическое приспособление — шерстобитный станок.

Вотчинские валенки-самокатки известны далеко за пределами Вологодчины. Когда на московском конкурсе «Покупайте российское», который устраивает модельер Вячеслав Зайцев, модели дефилировали в вологодских валенках, мастер встрепенулся и воскликнул: «Повторите, чьи это валенки? Вологодская область? Спасибо, что сохранили душу Севера!».

В музее Семенково для «развлечения» туристов хранится валенок-гигант 120 размера, весом 7,5 кг, сделанный мастерами Н. А. Сайкина.

В старину богатые люди заказывали валенки с загибом. Считалось, что раз шерсти хозяин не жалеет, значит, зажиточный. Сегодня загибы не так актуальны, зато в почете всевозможные украшения: и бисером расшить, и цветными нитками, хоть стразами Сваровски. Валенки, украшенные кружевами и стразами, уже выставлялись с успехом на выставке-ярмарке в Сочи. 


Источник фотографий: Russia.Travel

Обувь, валяная из шерсти, появилась у восточных славян довольно поздно. Валенки — это обувь в форме сапога, выбитого и спрессованного по специальной колодке. Название их исконно русское и встречается уже в XVIII веке. Понятие «валяние» в значении «прессовать шерсть» в некоторых районах России звучало как «катание» — отсюда второе название валенок, катанки. Первой появилась низкая валяная обувь в виде высоких галош: коты, чуни, валенки, катанки, кеньги. К такой валяной обуви подшивали кожаную подошву, чтобы не промокала, и пришивали суконное голенище. Но валенки в виде цельного твердого сапога, сделанного на колоде, впервые появились в Нижегородской губернии в начале XIX века.

В конце XIX — начале XX века, валяльно-войлочное производство появилось в Вологодской губернии — в Вологодском, Кадниковском и Грязовецком уездах; много мастеров работало и в Тотемском, Великоустюгском и Сольвычегодском уездах. В других уездах губернии промысел носил семейно-ремесленный характер: валенки катали для своих нужд. Кустарей-валяльщиков называли каталями.

В. И. Белов писал: «Каталь на Севере — фигура совершенно необходимая…». Описывает он и труд «странствующих» каталей отходников, которые, сформировав артель из трех-четырех человек, обычно родственников, со своим инструментом ходили по избам.

Работа, как и везде, начиналась с битья овечьей шерсти. Делалось это кожаной струной, туго натянутой на специальное подвижное устройство, подвешенное на стене. «По этой струне щелкали, «стрекали» особой деревянной зацепкой. Струна, вибрируя, разбивала в пух свалявшуюся шерсть. По-видимому, отсюда, как считает В. Белов, и пошло выражение «разбить в пух и прах». Взбитую шерсть осторожно развертывали в виде буквы Т на столе, клали холщовую прокладку, от величины которой зависел размер валенка. Складывали букву Т по оси и, не задевая прокладки, сметывали шерстяные края тонкой нитью. Это уже было что-то напоминающее валенок. Заготовку пересыпали ржаной мукой, осторожно помещали в большой чугун и кипятили, потом вынимали прокладку, заменяя ее колодкой. Лишь после этого начиналось собственно валяние. Мастер осторожно использовал способность шерсти сваливаться, чтобы соединить, свалять края заготовок, после чего можно было спокойно применять и силу…Валенок катали вальком, шлепали, били, колотили, гладили, шастали по нему четырехгранным железным прутком. Чем сильней били и катали, тем больше валенок садился на колодку, а сам становился все меньше. В голенище вставляли распорки. Готовый валенок красили, сушили, зачищали пемзой».

Помещением для работы большинству местных каталей служила жилая изба, только зажиточные крестьяне имели особые помещения для мастерской. Катальня — изба в 7-8 аршин длиной и такой же ширины. В ней располагалась русская печь с котлом для кипячения воды. У противоположной стороны стоял верстак, на котором катали сапог. Иногда валять могли прямо на дому или в бане. Для стирки колпака имелась специальная поварня, которая могла служить сразу нескольким семьям.

Постановка катальни обходилась в 50-70 рублей, служила она восемь-десять лет. Заработок одиночки-кустаря составлял около десяти рублей в месяц. Промысел этот исключительно мужской, и женщины в нем не принимали никакого участия.

Механизация в области катального промысла произвела настоящую революцию в мире русских валенок: чесальные и катальные машины ускорили и удешевили процесс производства. Однако изготовление и свойлачивание основ валяной обуви представляло собой сложный многоступенчатый процесс даже на фабрике. Работа в валяльном промысле — «чистая каторга — в пыли, в духоте, прели и вони», — отмечали современники. Даже сейчас для превращения шерсти в пару валенок нужно пять дней упорной работы. Зато они выдерживают температуру до минус 60 по Цельсию.

Сегодня эта исконно русская обувь вновь становится популярной. Российские спортсмены, к примеру, надели валенки с калошами даже на зимние Олимпийские игры в Солт-Лейк-Сити.

Сам термин «вологодский валенок» не слишком известен в литературе. Между тем известно, к примеру, что осенью 1734 года по указу императрицы Анны Иоанновны из Чарозерской волости Кирилловского уезда в далекую Тобольскую губернию были отправлены тридцать «самых знатных» каталей вместе с семьями и скарбом. Существует предание, что именно они помогли заложить фундамент будущей славы сибирского валенка. Еще один любопытный исторический факт: в 1936 году на Большеивановской катавальне под Белозерском был изготовлен спецкомплект одежды: костюм из чистой шерсти, бурка и валенки. Все это предназначалось в подарок «дорогому вождю, товарищу Сталину».

С советских времен кавальные цеха в Череповце и Кичменгском Городке, в Великом Устюге производили доступный по цене товар массового потребления, но сравнительно не самый лучший. Валенки ручной катки всегда ценились больше фабричных — не только за способность лучше сохранять тепло, но и за лечебные свойства овечьей шерсти. «Валенки — это прежде всего здоровье. Овечья шерсть лечит и артрит, и ревматизм, массирует ноги», — убеждена вологжанка Татьяна Исаковская, собирающая шерсть для валенок по вологодским деревням.

До сих пор Вологодская область славится своими валенками. Например, Николай Алфеевич Сайкин выкупил катавальню в деревне Вотча в 2003 году. В катавальне Сайкина все по-старинке, в работе используют те же инструменты, что и столетие назад: валек, каток, катушку, крякалку, пруток. Единственное механическое приспособление — шерстобитный станок.

Вотчинские валенки-самокатки известны далеко за пределами Вологодчины. Когда на московском конкурсе «Покупайте российское», который устраивает модельер Вячеслав Зайцев, модели дефилировали в вологодских валенках, мастер встрепенулся и воскликнул: «Повторите, чьи это валенки? Вологодская область? Спасибо, что сохранили душу Севера!».

В музее Семенково для «развлечения» туристов хранится валенок-гигант 120 размера, весом 7,5 кг, сделанный мастерами Н. А. Сайкина.

В старину богатые люди заказывали валенки с загибом. Считалось, что раз шерсти хозяин не жалеет, значит, зажиточный. Сегодня загибы не так актуальны, зато в почете всевозможные украшения: и бисером расшить, и цветными нитками, хоть стразами Сваровски. Валенки, украшенные кружевами и стразами, уже выставлялись с успехом на выставке-ярмарке в Сочи. 


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала