Вход
0 отзывов
Вышивальный промысел
Кировская область, Киров, городской округ Киров, улица Ленина, 200Г
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Вышивальный промысел

Описание

С давних времен Вятка была известна как один из центров вышивки. Богатые традиции сделали возможным превращение этого старинного женского занятия в промысел.

Вятская вышивка всегда отличалась большим разнообразием технических приемов. Это отличие вятской вышивки от вышивки, создаваемой в других регионах России, объясняется с одной стороны оригинальным географическим положением Вятского края, находящегося на стыке Архангельской, Вологодской и Нижегородской губерний, а с другой стороны — его пестрым национальным составом (на территории края проживали русские, чуваши, удмурты, марийцы, татары, коми).

Богатейшие традиции поволжской вышивки, широко распространенной в южных уездах, причудливо переплелись с традиционными техническими приемами и орнаментами северного русского шитья. Преобладающими техниками в юго-восточных уездах Вятской губернии были косая стёжка, счетная гладь, набор, роспись. Традиционный орнамент — геометрический. На севере был также широко распространен растительный орнамент, основными техниками для которого служили тамбурный и стебельчатый швы, часто сочетаемые с гладью.

Наиболее характерной и широко используемой считается тамбурная вышивка, имеющая в основе традиционный северный орнамент со сложной композицией и красочным колоритом, на который повлияла многоцветная тамбурная вышивка вятских татар.

В середине XIX века, в условиях быстрой капитализации деревни, народная вышивка претерпела существенные изменения: рисунки для вышивки стали заимствоваться из городских «узорников» и выполнялись более простым по технике крестом. В композициях вышивки ярко проявились черты эклектики, техническое и художественное качество резко снизилось.

На рубеже XIX — ХХ веков появились вышивки ришелье, настил по сетке, мережка и, конечно же, гладь. Эти техники стали символом домашнего уюта, полюбились и процветали до середины ХХ века.

Во второй половине XIX века активно развивался вышивальный промысел по изготовлению женских головных уборов: кокошников, почепечников, моршеней, самшуров. Каждая мастерица вышивала часть общего изделия, которое потом собиралось, сшивалось и продавалось обычно на ярмарке в городе Котельниче.

В ХХ веке появилась машинная вышивка, которая быстро заменила ручную. В моду вошла одежда в русском стиле, где вышивка деликатно сочеталась со льном.

На сегодняшний день вышивальный промысел на Вятке продолжает ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» города Кирова. Благодаря самобытным традициям и творческим возможностям коллектива фабрики «8 Марта» это предприятие и поныне остается крупнейшим в Кировской области производителем изделий с вышивкой.


Источник фотографий: Russia.Travel

С давних времен Вятка была известна как один из центров вышивки. Богатые традиции сделали возможным превращение этого старинного женского занятия в промысел.

Вятская вышивка всегда отличалась большим разнообразием технических приемов. Это отличие вятской вышивки от вышивки, создаваемой в других регионах России, объясняется с одной стороны оригинальным географическим положением Вятского края, находящегося на стыке Архангельской, Вологодской и Нижегородской губерний, а с другой стороны — его пестрым национальным составом (на территории края проживали русские, чуваши, удмурты, марийцы, татары, коми).

Богатейшие традиции поволжской вышивки, широко распространенной в южных уездах, причудливо переплелись с традиционными техническими приемами и орнаментами северного русского шитья. Преобладающими техниками в юго-восточных уездах Вятской губернии были косая стёжка, счетная гладь, набор, роспись. Традиционный орнамент — геометрический. На севере был также широко распространен растительный орнамент, основными техниками для которого служили тамбурный и стебельчатый швы, часто сочетаемые с гладью.

Наиболее характерной и широко используемой считается тамбурная вышивка, имеющая в основе традиционный северный орнамент со сложной композицией и красочным колоритом, на который повлияла многоцветная тамбурная вышивка вятских татар.

В середине XIX века, в условиях быстрой капитализации деревни, народная вышивка претерпела существенные изменения: рисунки для вышивки стали заимствоваться из городских «узорников» и выполнялись более простым по технике крестом. В композициях вышивки ярко проявились черты эклектики, техническое и художественное качество резко снизилось.

На рубеже XIX — ХХ веков появились вышивки ришелье, настил по сетке, мережка и, конечно же, гладь. Эти техники стали символом домашнего уюта, полюбились и процветали до середины ХХ века.

Во второй половине XIX века активно развивался вышивальный промысел по изготовлению женских головных уборов: кокошников, почепечников, моршеней, самшуров. Каждая мастерица вышивала часть общего изделия, которое потом собиралось, сшивалось и продавалось обычно на ярмарке в городе Котельниче.

В ХХ веке появилась машинная вышивка, которая быстро заменила ручную. В моду вошла одежда в русском стиле, где вышивка деликатно сочеталась со льном.

На сегодняшний день вышивальный промысел на Вятке продолжает ООО «Фабрика строчевышитых и кружевных изделий «8 Марта» города Кирова. Благодаря самобытным традициям и творческим возможностям коллектива фабрики «8 Марта» это предприятие и поныне остается крупнейшим в Кировской области производителем изделий с вышивкой.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала