Городецкий район известен своей самобытной глиняной игрушкой – «жбанниковской свистулькой». Точное время происхождения промысла неизвестно. На территории средневекового Городца археологи находили глиняные свистульки в слоях XIII века. В начале XX столетия похожие по форме свистульки лепили в деревнях Жбанниково, Проскурино.
В музеях Городца собраны богатые коллекции свистулек из Жбанниково, которые своей образной спецификой дали название целому пласту нижегородской игрушки из глины. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. Мастера лепили традиционные формы: это свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы. Реже нижегородские мастера, в отличие от филимоновских и вятских керамистов, лепили фигурки людей.
Жбанниковская игрушка компактна и лаконична, ее формы восходят к древнейшим прототипам. Художественную выразительность свистулек усиливает цвет, то естественный, как у обожженной глины, то черный, красный, синий, желтый или зеленый, по которому идет орнаментовка – в одних случаях она отличается простотой и незатейливостью, в других мастера используют характерный для Городца растительный узор. Применяется и темный эмалевый фон в сочетании со светлой орнаментикой и «серебрением» алюминиевым порошком.
Одна из самых известных мастериц жбанниковской игрушки – Прасковья Стеапновна Тимофеева. У неё дома создан музей «жбанниковской свистульки»: птицы-сирины, кони, олени, бараны, петухи, всадники… Дети Прасковьи Степановны пошли по её стопам, среди которых дочь – известная мастерица Терешина Анна Фоминична.
Источник фотографий: Russia.Travel
Городецкий район известен своей самобытной глиняной игрушкой – «жбанниковской свистулькой». Точное время происхождения промысла неизвестно. На территории средневекового Городца археологи находили глиняные свистульки в слоях XIII века. В начале XX столетия похожие по форме свистульки лепили в деревнях Жбанниково, Проскурино.
В музеях Городца собраны богатые коллекции свистулек из Жбанниково, которые своей образной спецификой дали название целому пласту нижегородской игрушки из глины. Самые архаичные формы свистулек представляют собой предельно стилизованные фигурки животных и птиц, опирающихся на три точки, в которых образ скорее угадывается, нежели конкретно представляется. Мастера лепили традиционные формы: это свистульки-кони, птички, барашки, олени золотые рога, бычки, петухи и другие птицы. Реже нижегородские мастера, в отличие от филимоновских и вятских керамистов, лепили фигурки людей.
Жбанниковская игрушка компактна и лаконична, ее формы восходят к древнейшим прототипам. Художественную выразительность свистулек усиливает цвет, то естественный, как у обожженной глины, то черный, красный, синий, желтый или зеленый, по которому идет орнаментовка – в одних случаях она отличается простотой и незатейливостью, в других мастера используют характерный для Городца растительный узор. Применяется и темный эмалевый фон в сочетании со светлой орнаментикой и «серебрением» алюминиевым порошком.
Одна из самых известных мастериц жбанниковской игрушки – Прасковья Стеапновна Тимофеева. У неё дома создан музей «жбанниковской свистульки»: птицы-сирины, кони, олени, бараны, петухи, всадники… Дети Прасковьи Степановны пошли по её стопам, среди которых дочь – известная мастерица Терешина Анна Фоминична.
Источник фотографий: Russia.Travel