Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.
Дагестан — это больше 70 народностей: аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок, чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей.
Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями — браслетами, кольцами, металлическими поясами, монетами, бляхами и т.д.
Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, черный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причем как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а черный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение черному цвету как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды темных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды — красные, зеленые, оранжевые, синие и т.д.
Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах — многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.
Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана — аварцев — женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определенный смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формирования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно легкими и удобными, в то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своем носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью — эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.
Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали. Накидки на головах женщин закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась черная лента, проходящая под подбородком. Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.
Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, черные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор — чепчик — был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра — древняя традиция для этого народа.
Источник фотографий: Russia.Travel
Традиционная одежда дагестанских народов настолько разнообразна, что по деталям костюма можно было определить не только к какой национальности принадлежит человек, но и даже к какому аулу. Более того, наряд мог говорить о возрасте, статусе и материальном состоянии его обладателя. Впрочем, это относится по большей части к женским нарядам, нежели к мужским, которые были значительно более монотонны и отличались от других традиционных одеяний народов Кавказа лишь отдельными деталями, орнаментом и прочими тонкостями. Кроме того, именно традиционный женский дагестанский наряд сохранил свою архаичность и самобытность.
Дагестан — это больше 70 народностей: аварцы, андийцы, ботлихцы, годоберинцы, каратинцы, ахвахцы, чамалалы, багуалы, тиндинцы, хваршины, зунзибцы, гинухцы, дидойцы, бежтинцы, лезгины и многие другие. У каждого из них свой язык, культура, традиции и оригинальные костюмы. Впрочем, несмотря на то что каждый народ имел собственные особенности в одежде, их объединяло немало базовых вещей, таких как, например, туникообразная рубаха, платок, чухта, чалма, а также длинный бешмет, который также был чрезвычайно популярен у многих дагестанских национальностей.
Огромное значение в нарядах женщин имел орнамент и вышивка. Узоры носили чаще всего обереговое, сакральное значение, либо служили простым украшением, изображая деревья, ветви, листья, птиц, животных и прочее. Праздничные богатые наряды обильно расшивались серебром, золотом, драгоценными камнями или жемчугом. Женские костюмы у многих дагестанских народов нередко изобиловали различными украшениями — браслетами, кольцами, металлическими поясами, монетами, бляхами и т.д.
Цвета традиционных дагестанских нарядов также носили символическое, ритуальное значение. Несмотря на кажущуюся пестроту, в одежде доминировали белый, черный и красный. Белый цвет чаще всего использовался в праздничных, как правило, свадебных одеждах. Причем как у женщин, так и у мужчин. Красный имел значение достатка и благополучия, а черный имел своего рода магический смысл, символизировал связь с предками и защиту. Многие народы Дагестана отдавали предпочтение черному цвету как основному. Женщины, в особенности пожилые, носили одежды темных тонов. Молодые, незамужние девушки могли носить яркие элементы одежды — красные, зеленые, оранжевые, синие и т.д.
Важное объединяющее начало во всех дагестанских костюмах — многослойность. Один только головной убор женщины мог состоять из нескольких частей, не считая украшений, которые составляли важную часть всего образа.
Так, у одного из наиболее многочисленных коренных народов Дагестана — аварцев — женский наряд был довольно сложным по своей конструкции. Почти каждая деталь одежды имела определенный смысл. Родоплеменные различия аварцев, особенности их формирования на территории Дагестана оказали влияние на возникновение большого числа вариантов женского костюма. Хунзахские аварки, например, не носили массивных головных уборов или множества украшений на них. Их костюмы были довольно легкими и удобными, в то время как другие аварки носили тяжелые кушаки, которые опоясывали платья женщин. Длина этих поясов могла доходить до 3 метров. Женщины в большинстве своем носили платья, шитые по фигуре с широкими рукавами и узкими нарукавниками. В нарядном костюме аварок на головной убор под платок надевалась особая пластинка-налобник со свисающими серебряными монетами. Некоторые аварки, особенно из селения Анди, носили удивительные седлообразные чепцы, которые набивались овечьей или козьей шерстью — эта традиция сохранилась у аварцев с глубокой древности.
Наряд даргинок имел множество металлических украшений и вставок. Часто их платья обхватывал пояс из широкого белого материала, который завязывался спереди так, чтобы его концы свободно свисали. Накидки на головах женщин закрывали волосы сверху и свободно спадали на спины. К височным частям чепца пришивалась черная лента, проходящая под подбородком. Молодые женщины прикрепляли к лентам серебряные цепочки или нашивали серебряные украшения.
Цудахарскую одежду составляло длинное платье-рубаха, черные широкие штаны и мягкие сапоги. Головной убор — чепчик — был устроен таким образом, что содержал в себе мешочек для волос. Сверху он покрывался длинным платком, который свободно спадал на плечи женщины. По краям головного убора проходила, витая цепь из серебра — древняя традиция для этого народа.
Источник фотографий: Russia.Travel