Искусство златоустовской гравюры на металле старше 200 лет. Все началось с организации в 1815 году Златоустовской фабрики «белого оружия», как тогда называли холодное оружие: сабли, шпаги, шашки, тесаки и многое другое. Но фабрика выпускала не только боевое, но и парадное, наградное оружие, богато украшенное.
Основу ремесла заложили немецкие мастера оружейного дела, специально приглашенные для обучения из Золингена. Златоустовская гравюра на металле как искусство впитала богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников XVII-XVIII веков, однако уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Первоначально рисунки на клинках состояли из нескольких традиционных композиций, не связанных между собой. Со временем появились развернутые тематические сюжеты: фигуры воинов, массовые батальные сцены, охотничьи мотивы, уральские пейзажи. Мастера Златоуста овладели секретами гравировки, глубокого травления, воронения и резьбы по металлу. Выделение такими способами деталей рисунка создавало четкие контуры изображения с мягкими световыми переходами. Сочетание золотого орнамента и холодного фона, едва заметного рельефа и сверкающей полированной поверхности придавало изделию особую нарядность. Имена мастеров-граверов Ивана Бушуева, Ивана Бояршинова и других до сих пор прославлены.
Златоустовское украшенное оружие уже в XIX веке завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Оно получало призовые места и золотые медали на международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Монреале, Брюсселе, Копенгагене, Стокгольме. Златоустовские украшенные клинки хранятся в Оружейной палате Кремля, в Эрмитаже, в библиотеке Конгресса США, Имперском военном музее Лондона, в Лувре Франции — всего более 180 предметов.
В середине XIX века ассортимент изделий с гравюрами по стали расширяется, появляются украшенные гравюрой столовые приборы, шкатулки, ларцы, подносы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, охотничьи ножи и топорики. Совершенствуется техника гравюры, широко используются уральские камни, ценные породы дерева, кость. Замечательное искусство златоустовских художников-граверов на протяжении всего XIX века оставалось на высоком уровне.
В начале 90-х годов XX века в Златоусте появляется несколько художественных мастерских негосударственной формы собственности, что дало дальнейший толчок к возрождению и развитию самобытного художественного искусства – гравюры на металле. В 1999 году появилась первая компания, изготовляющая холодное оружие и предметы быта, украшенные в стиле златоустовской гравюры.
Источник фотографий: Russia.Travel
Искусство златоустовской гравюры на металле старше 200 лет. Все началось с организации в 1815 году Златоустовской фабрики «белого оружия», как тогда называли холодное оружие: сабли, шпаги, шашки, тесаки и многое другое. Но фабрика выпускала не только боевое, но и парадное, наградное оружие, богато украшенное.
Основу ремесла заложили немецкие мастера оружейного дела, специально приглашенные для обучения из Золингена. Златоустовская гравюра на металле как искусство впитала богатейшие традиции русских и западноевропейских оружейников XVII-XVIII веков, однако уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Первоначально рисунки на клинках состояли из нескольких традиционных композиций, не связанных между собой. Со временем появились развернутые тематические сюжеты: фигуры воинов, массовые батальные сцены, охотничьи мотивы, уральские пейзажи. Мастера Златоуста овладели секретами гравировки, глубокого травления, воронения и резьбы по металлу. Выделение такими способами деталей рисунка создавало четкие контуры изображения с мягкими световыми переходами. Сочетание золотого орнамента и холодного фона, едва заметного рельефа и сверкающей полированной поверхности придавало изделию особую нарядность. Имена мастеров-граверов Ивана Бушуева, Ивана Бояршинова и других до сих пор прославлены.
Златоустовское украшенное оружие уже в XIX веке завоевало известность не только в России, но и далеко за ее пределами. Оно получало призовые места и золотые медали на международных выставках в Лондоне, Вене, Чикаго, Монреале, Брюсселе, Копенгагене, Стокгольме. Златоустовские украшенные клинки хранятся в Оружейной палате Кремля, в Эрмитаже, в библиотеке Конгресса США, Имперском военном музее Лондона, в Лувре Франции — всего более 180 предметов.
В середине XIX века ассортимент изделий с гравюрами по стали расширяется, появляются украшенные гравюрой столовые приборы, шкатулки, ларцы, подносы, ножи для разрезания бумаги, сигаретницы, охотничьи ножи и топорики. Совершенствуется техника гравюры, широко используются уральские камни, ценные породы дерева, кость. Замечательное искусство златоустовских художников-граверов на протяжении всего XIX века оставалось на высоком уровне.
В начале 90-х годов XX века в Златоусте появляется несколько художественных мастерских негосударственной формы собственности, что дало дальнейший толчок к возрождению и развитию самобытного художественного искусства – гравюры на металле. В 1999 году появилась первая компания, изготовляющая холодное оружие и предметы быта, украшенные в стиле златоустовской гравюры.
Источник фотографий: Russia.Travel