Вход
0 отзывов
Большой театр
Москва, Театральная площадь, 1
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Большой театр

Описание

Государственный академический Большой театр — центр музыкальной и театральной культуры не только Москвы, но и всей России. К тому же это архитектурная жемчужина города и один из самых ярких символов страны.

История театра начинается в XVIII веке. Князь Петр Васильевич Урусов слыл большим театралом и содержал небольшой театр на Знаменке. При нем компаньоном служил англичанин Майкл Медокс, театральный антрепренер, инженер, часовщик, математик, фокусник, приглашенный в Россию Екатериной II в качестве учителя математики и физики будущему императору Павлу.

В 1780 году деревянный Знаменский театр в одночасье сгорел по неосторожности служителей. Князь был так удручен случившимся, что вышел из дела, передав полномочия Медоксу. Именно англичанин построил на правом берегу реки Неглинки каменное здание нового театра, который был назван Большим Петровским, поскольку располагался на улице Петровка. Театр построили за рекрордные пять месяцев, и первое представление — пролог «Странников» А.О. Аблесимова на музыку русского композитора Е. Фомина — было торжественно дано 30 декабря 1780 года.

Чуть позже к зданию театра были пристроены концертный и маскарадный залы. Зрительный зал мог вместить около тысячи человек и был на тот момент одним из самых больших в мире. Сама труппа первоначально была небольшой, но постоянно росла и пополнялась за счет как вольных, так и крепостных актеров.

Это был публичный театр, открытый для всех, где играли оперы, балеты и драматические спектакли. В 1805 году в театре начался пожар, вспыхнувший по вине гардеробмейстера, оставившего без присмотра зажженные свечи. Здание загорелось перед самым началом представления, спасти его не удалось. На замену ему был построен деревянный театр на Гоголевском бульваре, но он простоял лишь до пожара 1812 года.

В 1821 году по проекту Осипа Бове на старом месте начали строить торжественное ампирное здание, посвященное победе русских в Отечественной войне 1812 года. Здание нового театра, открывшего двери в январе 1825 года, украшали статуя Аполлона на колеснице с тремя конями и мощный портик с восемью колоннами. Это здание было гораздо просторнее, мощнее и удобнее прежнего Петровского театра. Зрительный зал мог вместить свыше двух тысяч человек; прибавилось помещений под гардеробы и для отдыха зрителей. На сцене Большого Петровского театра, помимо драматических спектаклей, стали ставить оперы Доницетти, Россини, Мейербера, Верди, Глинки и балеты.

Через 30 лет, в 1853 году, очередной пожар не пощадил и этого здания. Восстановлением театра занялся архитектор Альберт Кавос. К коронации императора Александра II в 1856 году Большой театр торжественно открылся оперой «Пуритане» Беллини. Внешний вид здания несколько изменился: появился второй фронтон с барельефом, тройка Аполлона превратилась в бронзовую квадригу, изменились капители колонн. Внутреннему оснащению было уделено особое внимание. Недаром Большой театр во второй половине XIX века считался одним из лучших в мире по акустике. Также появились аванложи и выдвинутая немного вперед пышная царская ложа с консолями в виде согнувшихся атлантов. Позолота и малиновая драпировка лож, лепнина, сложная хрустальная люстра, итальянский занавес, созданный по специальным эскизам, — все это поражало воображение современников. Во второй половине XIX века в театре творил выдающийся балетмейстер М. Петипа, поставивший, в частности, спектакль «Дон Кихот». С 1899 года на сцене Большого пел великий Шаляпин.

В 1917 году Императорский Большой театр стал Государственным Большим театром. Новые власти «адаптировали» театральное здание под собственные нужды, а затем и вовсе начали обсуждать закрытие театра. В 1921 году специальная комиссия констатировала катастрофическое состояние здания. Начались ремонтные работы, часть помещений подверглась перепланировке, а в 1938 году капитально реконструировали сцену.

Во время Великой Отечественной войны театр наполовину опустел, хотя часть актеров не уехала в эвакуацию и продолжала играть на сцене. В 1941 году в здание Большого попала бомба, пробившая фасад и разрушившая вестибюль. Несмотря на войну, ремонт в театре не прекращался, а в 1943 году Большой открыл сезон оперой М. Глинки «Жизнь за царя», переименованной в «Иван Сусанин». Репертуар в советское время был пересмотрен. Так, в 30-е годы Сталин потребовал создать «советскую оперную классику»; были запрещены постановки зарубежных авторов, начали ставить произведения И.И. Дзержинского, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра. Многие старые спектакли были отредактированы.

Последняя крупная  реконструкция была проведена в Большом недавно — с 2005 по 2011 годы. На реконструкцию Большого было потрачено 35,4 миллиарда рублей. Увеличив свою площадь вдвое, с подземными этажами, сложной системой переходов-галерей, лифтами и новой сценой-трансформером, Большой торжественно открылся 28 октября 2011 года.

Сейчас в репертуаре Большого как русская и зарубежная классика, так и современные произведения, например оперы молодого, но уже прославленного Дмитрия Чернякова. За все время существования театра было поставлено около 800 произведений, среди них — легендарные оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, балет «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Несколько лет подряд Большой театр становится одним из объектов фестиваля «Круг света». На фасаде театра под музыку можно увидеть впечатляющие видеопроекции. 

Билеты на спектакли, особенно премьерные или популярные, нужно покупать заранее. С 2011 года билеты продают при наличии паспорта. Кассы Большого находятся в зданиях Новой сцены, дирекции и основной сцены.


Источник фотографий: Russia.Travel

Государственный академический Большой театр — центр музыкальной и театральной культуры не только Москвы, но и всей России. К тому же это архитектурная жемчужина города и один из самых ярких символов страны.

История театра начинается в XVIII веке. Князь Петр Васильевич Урусов слыл большим театралом и содержал небольшой театр на Знаменке. При нем компаньоном служил англичанин Майкл Медокс, театральный антрепренер, инженер, часовщик, математик, фокусник, приглашенный в Россию Екатериной II в качестве учителя математики и физики будущему императору Павлу.

В 1780 году деревянный Знаменский театр в одночасье сгорел по неосторожности служителей. Князь был так удручен случившимся, что вышел из дела, передав полномочия Медоксу. Именно англичанин построил на правом берегу реки Неглинки каменное здание нового театра, который был назван Большим Петровским, поскольку располагался на улице Петровка. Театр построили за рекрордные пять месяцев, и первое представление — пролог «Странников» А.О. Аблесимова на музыку русского композитора Е. Фомина — было торжественно дано 30 декабря 1780 года.

Чуть позже к зданию театра были пристроены концертный и маскарадный залы. Зрительный зал мог вместить около тысячи человек и был на тот момент одним из самых больших в мире. Сама труппа первоначально была небольшой, но постоянно росла и пополнялась за счет как вольных, так и крепостных актеров.

Это был публичный театр, открытый для всех, где играли оперы, балеты и драматические спектакли. В 1805 году в театре начался пожар, вспыхнувший по вине гардеробмейстера, оставившего без присмотра зажженные свечи. Здание загорелось перед самым началом представления, спасти его не удалось. На замену ему был построен деревянный театр на Гоголевском бульваре, но он простоял лишь до пожара 1812 года.

В 1821 году по проекту Осипа Бове на старом месте начали строить торжественное ампирное здание, посвященное победе русских в Отечественной войне 1812 года. Здание нового театра, открывшего двери в январе 1825 года, украшали статуя Аполлона на колеснице с тремя конями и мощный портик с восемью колоннами. Это здание было гораздо просторнее, мощнее и удобнее прежнего Петровского театра. Зрительный зал мог вместить свыше двух тысяч человек; прибавилось помещений под гардеробы и для отдыха зрителей. На сцене Большого Петровского театра, помимо драматических спектаклей, стали ставить оперы Доницетти, Россини, Мейербера, Верди, Глинки и балеты.

Через 30 лет, в 1853 году, очередной пожар не пощадил и этого здания. Восстановлением театра занялся архитектор Альберт Кавос. К коронации императора Александра II в 1856 году Большой театр торжественно открылся оперой «Пуритане» Беллини. Внешний вид здания несколько изменился: появился второй фронтон с барельефом, тройка Аполлона превратилась в бронзовую квадригу, изменились капители колонн. Внутреннему оснащению было уделено особое внимание. Недаром Большой театр во второй половине XIX века считался одним из лучших в мире по акустике. Также появились аванложи и выдвинутая немного вперед пышная царская ложа с консолями в виде согнувшихся атлантов. Позолота и малиновая драпировка лож, лепнина, сложная хрустальная люстра, итальянский занавес, созданный по специальным эскизам, — все это поражало воображение современников. Во второй половине XIX века в театре творил выдающийся балетмейстер М. Петипа, поставивший, в частности, спектакль «Дон Кихот». С 1899 года на сцене Большого пел великий Шаляпин.

В 1917 году Императорский Большой театр стал Государственным Большим театром. Новые власти «адаптировали» театральное здание под собственные нужды, а затем и вовсе начали обсуждать закрытие театра. В 1921 году специальная комиссия констатировала катастрофическое состояние здания. Начались ремонтные работы, часть помещений подверглась перепланировке, а в 1938 году капитально реконструировали сцену.

Во время Великой Отечественной войны театр наполовину опустел, хотя часть актеров не уехала в эвакуацию и продолжала играть на сцене. В 1941 году в здание Большого попала бомба, пробившая фасад и разрушившая вестибюль. Несмотря на войну, ремонт в театре не прекращался, а в 1943 году Большой открыл сезон оперой М. Глинки «Жизнь за царя», переименованной в «Иван Сусанин». Репертуар в советское время был пересмотрен. Так, в 30-е годы Сталин потребовал создать «советскую оперную классику»; были запрещены постановки зарубежных авторов, начали ставить произведения И.И. Дзержинского, Б.В. Асафьева, Р.М. Глиэра. Многие старые спектакли были отредактированы.

Последняя крупная  реконструкция была проведена в Большом недавно — с 2005 по 2011 годы. На реконструкцию Большого было потрачено 35,4 миллиарда рублей. Увеличив свою площадь вдвое, с подземными этажами, сложной системой переходов-галерей, лифтами и новой сценой-трансформером, Большой торжественно открылся 28 октября 2011 года.

Сейчас в репертуаре Большого как русская и зарубежная классика, так и современные произведения, например оперы молодого, но уже прославленного Дмитрия Чернякова. За все время существования театра было поставлено около 800 произведений, среди них — легендарные оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила» М. Глинки, балет «Жизель» А. Адана, «Лебединое озеро» и «Щелкунчик», «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Борис Годунов» М. Мусоргского.

Несколько лет подряд Большой театр становится одним из объектов фестиваля «Круг света». На фасаде театра под музыку можно увидеть впечатляющие видеопроекции. 

Билеты на спектакли, особенно премьерные или популярные, нужно покупать заранее. С 2011 года билеты продают при наличии паспорта. Кассы Большого находятся в зданиях Новой сцены, дирекции и основной сцены.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!
Все экскурсии

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала