Вход
0 отзывов
День смены травы
Пермский край, Пермь, городской округ Пермь, Комсомольский проспект, 27
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

День смены травы

Категории

Описание

Праздник смены травы, на коми-пермяцком звучит как «Турун вежан лун» – это праздник перехода из лета в осень. Он отражает мировоззрение древних людей, которые видели смену состояния мира и вместе с природой совершали переход в это новое состояние.  Праздник справлялся, когда в лесу цветы отцветут и на них появятся семена. Считается, что он отмечался 2 августа, в Ильин день, про который народ говорил: «На Ильин день до обеда стоит лето, после обеда – осень». Суть обрядов этого дня – очищение от хвори, бед, неудач, которые вместе со стеблями трав должна унести река в прошлое, и закладка плодородия на будущее.

Турун вежан лун длился весь день, с раннего утра до позднего вечера, и состоял из нескольких циклов, которые проходили в разных местах – в лесу, в домах, на берегу реки.

Когда всходило солнце, но роса ещё держалась на траве, молодые и пожилые мужчины и женщины в нарядных костюмах (детей не брали) шли за реку. Шли тихо, весь путь нельзя было разговаривать или петь. Молчать было необходимо, чтобы леший не узнал, что женщины пришли. Перед лесом останавливались, и женщины, стоя на одном месте, трижды поворачивались против солнца. На то место, где кружились, клали козин – «подарок лешему»: хлеб, пирог – обязательно что-нибудь мучное. После этого женщины отправлялись в лес. Мужчины же оставались стоять перед лесом – по смыслу, они берегли тишину утренней природы и женщин во время общения с ней.

В лесу женщины должны были услышать голоса птиц, не важно, каких именно. Однако услышать кукушку было плохой приметой: её пение, по преданию, предвещал девушкам нескорый выход замуж, а женщинам – раннее вдовство. Слушание, как и вглядывание, – древний способ предсказания судьбы. Услышав пение пяти птиц, женщины начинали кричать. После этого они привязывали к веткам дерева (желательно берёзы) ленточки, полотенце, кусок ткани и говорили: «Как подавилась зерном кукушка, и развеялись по полю звуки её голоса, так пусть и рассеются от меня болезни». Затем женщины начинали вырывать с корнем травы, сопровождая это заговорами на очищение от грехов. Каждая обязательно должна была сорвать пять разных трав с семенами.

Закончив ритуал, женщины выходили из леса и кланялись лешему – хозяину леса. Далее начинались песнопения. Так женщины стремились показать, что леший у них «язык не украл». Кроме того, здесь как бы происходит разграничение двух сезонов. Возвращаясь из леса домой, женщины поют разные песни, но обязательно протяжные.

Завершался праздник вечером. Женщины собирались в четырёх-пяти домах, заранее обговаривая, у кого соберутся. С собой они приносили травы, сорванные утром. В доме пели, плясали. Затем все вставали в ряд перед хозяйкой, у которой в руках была большая кастрюля с пивом. В традиционной культуре коми-пермяков всё, что происходило в доме, воспринималось как действие огромной созидающей силы: будут здоровы люди и животные, будет богатый урожай. Поэтому, подходя по очереди, каждая женщина опускала цветы в пиво, причём так, чтобы смочить семена, после чего целовала вершинку цветов и хозяйку, при этом приговаривая: «Какая хорошая хозяйка! Какой у нее хороший дом! Какая умница – хозяйка!». Так обходили каждый из выбранных домов. По завершению церемонии в домах к женщинам присоединялись мужчины, после чего все вместе они шли на реку.

На берегу реки разводили костер, к которому подходили женщины и обжигали корни всё тех же цветов. Это магическое действие осмысливалось как способ благоприятно повлиять на будущий растительный мир. Так же у костра разыгрывали ритуал «загребания тепла» на зиму: женщины вставали спиной к костру и, приподняв подолы, «пускали» жар и дым под сарафаны и юбки. Мужчины поступали также, поднимая подолы рубах.

Одним из основных действ были прыжки через костёр. Полагали, что прыжки парами нужны для того, чтобы благополучная семейная жизнь состоялась. Когда прыгали по отдельности, это тоже соотносилось с судьбой: если девушка прыгнет дальше подруг, то раньше них выйдет замуж, если парень прыгнет выше и дальше, то обязательно удачно женится. Перепрыгивание через костёр несло также идею очищения от всего плохого.

Завершался праздник хороводами с песнями вокруг костра, играми, шутками. Бывали случаи, когда кого-нибудь бросали в реку.


Источник фотографий: Russia.Travel

Праздник смены травы, на коми-пермяцком звучит как «Турун вежан лун» – это праздник перехода из лета в осень. Он отражает мировоззрение древних людей, которые видели смену состояния мира и вместе с природой совершали переход в это новое состояние.  Праздник справлялся, когда в лесу цветы отцветут и на них появятся семена. Считается, что он отмечался 2 августа, в Ильин день, про который народ говорил: «На Ильин день до обеда стоит лето, после обеда – осень». Суть обрядов этого дня – очищение от хвори, бед, неудач, которые вместе со стеблями трав должна унести река в прошлое, и закладка плодородия на будущее.

Турун вежан лун длился весь день, с раннего утра до позднего вечера, и состоял из нескольких циклов, которые проходили в разных местах – в лесу, в домах, на берегу реки.

Когда всходило солнце, но роса ещё держалась на траве, молодые и пожилые мужчины и женщины в нарядных костюмах (детей не брали) шли за реку. Шли тихо, весь путь нельзя было разговаривать или петь. Молчать было необходимо, чтобы леший не узнал, что женщины пришли. Перед лесом останавливались, и женщины, стоя на одном месте, трижды поворачивались против солнца. На то место, где кружились, клали козин – «подарок лешему»: хлеб, пирог – обязательно что-нибудь мучное. После этого женщины отправлялись в лес. Мужчины же оставались стоять перед лесом – по смыслу, они берегли тишину утренней природы и женщин во время общения с ней.

В лесу женщины должны были услышать голоса птиц, не важно, каких именно. Однако услышать кукушку было плохой приметой: её пение, по преданию, предвещал девушкам нескорый выход замуж, а женщинам – раннее вдовство. Слушание, как и вглядывание, – древний способ предсказания судьбы. Услышав пение пяти птиц, женщины начинали кричать. После этого они привязывали к веткам дерева (желательно берёзы) ленточки, полотенце, кусок ткани и говорили: «Как подавилась зерном кукушка, и развеялись по полю звуки её голоса, так пусть и рассеются от меня болезни». Затем женщины начинали вырывать с корнем травы, сопровождая это заговорами на очищение от грехов. Каждая обязательно должна была сорвать пять разных трав с семенами.

Закончив ритуал, женщины выходили из леса и кланялись лешему – хозяину леса. Далее начинались песнопения. Так женщины стремились показать, что леший у них «язык не украл». Кроме того, здесь как бы происходит разграничение двух сезонов. Возвращаясь из леса домой, женщины поют разные песни, но обязательно протяжные.

Завершался праздник вечером. Женщины собирались в четырёх-пяти домах, заранее обговаривая, у кого соберутся. С собой они приносили травы, сорванные утром. В доме пели, плясали. Затем все вставали в ряд перед хозяйкой, у которой в руках была большая кастрюля с пивом. В традиционной культуре коми-пермяков всё, что происходило в доме, воспринималось как действие огромной созидающей силы: будут здоровы люди и животные, будет богатый урожай. Поэтому, подходя по очереди, каждая женщина опускала цветы в пиво, причём так, чтобы смочить семена, после чего целовала вершинку цветов и хозяйку, при этом приговаривая: «Какая хорошая хозяйка! Какой у нее хороший дом! Какая умница – хозяйка!». Так обходили каждый из выбранных домов. По завершению церемонии в домах к женщинам присоединялись мужчины, после чего все вместе они шли на реку.

На берегу реки разводили костер, к которому подходили женщины и обжигали корни всё тех же цветов. Это магическое действие осмысливалось как способ благоприятно повлиять на будущий растительный мир. Так же у костра разыгрывали ритуал «загребания тепла» на зиму: женщины вставали спиной к костру и, приподняв подолы, «пускали» жар и дым под сарафаны и юбки. Мужчины поступали также, поднимая подолы рубах.

Одним из основных действ были прыжки через костёр. Полагали, что прыжки парами нужны для того, чтобы благополучная семейная жизнь состоялась. Когда прыгали по отдельности, это тоже соотносилось с судьбой: если девушка прыгнет дальше подруг, то раньше них выйдет замуж, если парень прыгнет выше и дальше, то обязательно удачно женится. Перепрыгивание через костёр несло также идею очищения от всего плохого.

Завершался праздник хороводами с песнями вокруг костра, играми, шутками. Бывали случаи, когда кого-нибудь бросали в реку.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала