Дмитриевский собор во Владимире — гениальное творение русских зодчих XII века. С необычайной силой он воплощает в себе величие Владимирского княжества и князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрия). Придворный Дмитриевский храм, возведенный в 1190-е годы на княжеском дворе и освященный в честь великомученика Димитрия Солунского — святого покровителя князя Всеволода, знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году этот яркий и выразительный памятник Владимиро-Суздальской архитектуры был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
За долгие столетия своего существования Дмитриевский собор пережил немало бедствий, разрушительных пожаров и не раз был разграблен татарами, литовцами и поляками. Но даже лишившись почти всех своих внутренних украшений, он сохранил древние стены со всеми наружными украшениями — главной достопримечательностью собора. 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. Здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею хранимого Богом государства.
Особого внимания заслуживают две крупные скульптурные композиции. На южном фасаде изображена сцена «Вознесения Александра Македонского» из популярной средневековой повести «Александрии». Александр сидит в корзине, к которой привязаны крылатые чудища-грифоны; он держит в поднятых руках маленьких львят — приманку, к которой тянутся грифоны и влекут царя наверху. Над головой Александра две птицы, очень живо переданные резчиком в движении полета. Эта тема хорошо отвечала общей идее образа дворцового собора Всеволода III.
За обилие белокаменной резьбы Дмитриевский собор нередко называют «поэмой в камне». И действительно, резной убор собора проникнут большим поэтическим чувством. Снаружи он гораздо красивее, чем внутри. Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность. Внутреннее убранство храма более чем скромно. Кроме рядов тесаного белого камня на его стенах почти ничего нет. Из древних фресок XII века сохранились лишь небольшие фрагменты художественной композиции «Страшного суда», обнаруженные во время реставрации в 1918 году. На среднем своде хор представлена главная сцена суда — двенадцать апостолов, сидящих на престолах, и сонм ангельского воинства за ними. На угловом, юго-западном своде изображен итог суда — шествие в рай праведных жен, ведомых апостолом Петром и сопровождаемых трубящими ангелами, — и самый рай с богоматерью на троне и «праотцами» Авраамом, Исааком и Иаковом под сенью причудливой растительности райского сада. Эти росписи представляют собой классический вариант византийского стиля XII века.
В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты. Многие годы храм оставался «холодным» и богослужения в нем проводились только в летнее время. А в 1883 году невдалеке от Дмитриевского собора была построена небольшая звонница, в которой поставили духовую печь с проведенными в сам собор трубами, что позволило содержать здание в тепле и сухости. В соборе устроили мозаичный пол из разноцветного мрамора. А все сооружение огородили красивой чугунной оградой.
В 1992 году Дмитриевский собор в числе прочих памятников белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне храм находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт в качестве экспозиции.
Источник фотографий: Russia.Travel
Дмитриевский собор во Владимире — гениальное творение русских зодчих XII века. С необычайной силой он воплощает в себе величие Владимирского княжества и князя Всеволода Большое Гнездо (в крещении Дмитрия). Придворный Дмитриевский храм, возведенный в 1190-е годы на княжеском дворе и освященный в честь великомученика Димитрия Солунского — святого покровителя князя Всеволода, знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году этот яркий и выразительный памятник Владимиро-Суздальской архитектуры был включен в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
За долгие столетия своего существования Дмитриевский собор пережил немало бедствий, разрушительных пожаров и не раз был разграблен татарами, литовцами и поляками. Но даже лишившись почти всех своих внутренних украшений, он сохранил древние стены со всеми наружными украшениями — главной достопримечательностью собора. 566 резных камней создают причудливую картину мира, где христианские мотивы переплетаются с языческими образами. Здесь изображены реальные и мифические животные, воинственные всадники, псалмопевцы и святые. Главной скульптурной композицией является Давид-музыкант, которого слушают звери и птицы. Окружающие царя львы и голуби символизируют небо и землю, и следовательно, Давид выступает на миниатюре как представитель Бога на земле и олицетворяет собой идею хранимого Богом государства.
Особого внимания заслуживают две крупные скульптурные композиции. На южном фасаде изображена сцена «Вознесения Александра Македонского» из популярной средневековой повести «Александрии». Александр сидит в корзине, к которой привязаны крылатые чудища-грифоны; он держит в поднятых руках маленьких львят — приманку, к которой тянутся грифоны и влекут царя наверху. Над головой Александра две птицы, очень живо переданные резчиком в движении полета. Эта тема хорошо отвечала общей идее образа дворцового собора Всеволода III.
За обилие белокаменной резьбы Дмитриевский собор нередко называют «поэмой в камне». И действительно, резной убор собора проникнут большим поэтическим чувством. Снаружи он гораздо красивее, чем внутри. Широкие своды и спокойный ритм поддерживающих арок придают внутреннему убранству строгую торжественность. Внутреннее убранство храма более чем скромно. Кроме рядов тесаного белого камня на его стенах почти ничего нет. Из древних фресок XII века сохранились лишь небольшие фрагменты художественной композиции «Страшного суда», обнаруженные во время реставрации в 1918 году. На среднем своде хор представлена главная сцена суда — двенадцать апостолов, сидящих на престолах, и сонм ангельского воинства за ними. На угловом, юго-западном своде изображен итог суда — шествие в рай праведных жен, ведомых апостолом Петром и сопровождаемых трубящими ангелами, — и самый рай с богоматерью на троне и «праотцами» Авраамом, Исааком и Иаковом под сенью причудливой растительности райского сада. Эти росписи представляют собой классический вариант византийского стиля XII века.
В соборе сохраняются замечательные своею древностью предметы: старопечатные книги, церковная утварь, жалованные грамоты. Многие годы храм оставался «холодным» и богослужения в нем проводились только в летнее время. А в 1883 году невдалеке от Дмитриевского собора была построена небольшая звонница, в которой поставили духовую печь с проведенными в сам собор трубами, что позволило содержать здание в тепле и сухости. В соборе устроили мозаичный пол из разноцветного мрамора. А все сооружение огородили красивой чугунной оградой.
В 1992 году Дмитриевский собор в числе прочих памятников белокаменного зодчества Северо-Восточной Руси был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ныне храм находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника и открыт в качестве экспозиции.
Источник фотографий: Russia.Travel