Названный Елагиным по имени своего первого владельца, дворец так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Его также называют Елагинским или Елагиноостровским.
Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.
В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери, императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.
Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.
После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.
После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр.
Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.
Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, где разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.
Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.
Источник фотографий: Russia.Travel
Названный Елагиным по имени своего первого владельца, дворец так и сохранил это название, несмотря на периодическую смену хозяев. Его также называют Елагинским или Елагиноостровским.
Имя архитектора, построившего для И. П. Елагина дом в палладианском стиле, достоверно неизвестно. Некоторые историки предполагают авторство Дж. Кваренги. Первоначальный облик виллы на островах не сохранился.
В начале XIX века остров был выкуплен Александром I для своей матери, императрицы Марии Фёдоровны, которой было уже тяжело ездить в царские загородные резиденции Павловска и Гатчины. Перестроить Елагин дворец было поручено знаменитому зодчему К. Росси. Архитектор возвел на острове сразу несколько зданий: кроме увенчанного куполом трехэтажного дворца, там было выстроено три дополнительных павильона, а также Кухонный и Конюшенный корпуса.
Оформлением внутренних помещений дворца и павильонов занимались самые известные в то время скульпторы — С. С. Пименов и В. И. Демут-Малиновский — и художники-декораторы — Д. Б. Скотти, А. Виги и Б. Медичи.
После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно превратился в «запасную» царскую резиденцию, которую императоры не слишком жаловали своим вниманием. В начале XX века Елагин дворец «понизили» в ранге — из царской резиденции он превратился в место отдыха премьер-министров России. В нем успели побывать С. Ю. Витте, П. А. Столыпин, В. Н. Коковцов и И. Л. Горемыкин.
После революции Елагин дворец получил статус музея — в нем был открыт музей быта. В Петербурге подобных музеев было очень много в начале века, но вскоре большинство из них были закрыты или превращены в другие культурные или общественные учреждения. Это произошло и с Елагиным дворцом, в котором был организован культурно-воспитательный центр.
Во время Великой Отечественной войны дворец был сильно разрушен — один из снарядов, попавший в дымоход, привел к пожару. Сразу же после победы архитектор В. М. Савков начал подготовку дворца к реставрации, собрав вместе уцелевшие куски мрамора и фрагменты лепных украшений и росписи. По этим фрагментам и эскизам впоследствии была восстановлена отделка внутренних помещений Елагина дворца.
Отреставрированный под руководством архитектора М. М. Плотникова, Елагин дворец вновь стал музеем, где разместились коллекции художественного стекла и фарфора, а также вышивки и изделия из дерева и металла. В начале перестройки, когда был закрыт музей ленинградского художественного стекла, коллекция его экспонатов была также передана Елагиноостровскому музею.
Сегодня в Елагином дворце также проводятся различные временные выставки произведений искусства и устраиваются развлекательные мероприятия в стиле разных эпох — петровской, елизаветинской или екатерининской. Перед Елагиным дворцом, на территории Центрального парка культуры и отдыха (ЦПКиО), для туристов организовываются пикники и фуршеты под открытым небом и прочие аттракционы современности.
Источник фотографий: Russia.Travel