Кай - героический эпос, алтайские легенды, мифы и сказания о героях в стихотворном изложении, которые от поколения к поколению, из века в век, из уст в уста передавались певцами-сказителями – кайчи.
Кайчи исполняют эпосы и легенды о богатырях, которые помогали Алтаю, воспевают природу, человеческую мудрость и смекалку, под звучание музыкального инструмента топшура. Путешествуя с места на место, они редко имеют семью и у них часто возникают проблемы со слухом, поэтому занимаются горловым пением в основном мужчины.
Алтайцы с огромным уважением относятся к своим сказителям. Их приглашают на свадьбы и народные праздники. Если в селение приезжает сказитель, то съезжаются люди с самых дальних районов, чтобы послушать их пение. Охотники считают хорошим предзнаменованием, если кайчи обращается перед охотой к Духу Тайги и исполняет для него свои сказания.
Продолжительность каев различная, иногда их исполняют в течение нескольких дней. Эпос «Маадай Хаара» состоит из 8 тысяч строк, а в эпосе «Джангар» их насчитывают 36 тысяч. У алтайских сказителей есть достаточно много известных произведений. Это и «Оскус Урул», который может исполняться до девяти суток без перерыва, и «Алтын Кель», в котором воспевается великое Телецкое озеро, и «Эре Чуй», посвященное Чуйской долине.
В зависимости от содержания сказания, сказитель озвучивает его теми или иными звуками: встретился богатырь со змеей – свист, встретился с медведем – рык. Даже звуки сабель и свист ветра изображается.
Во время горлового пения кайчи входят в транс, в состоянии которого кайчи могут говорить от имени духов гор, родников и деревьев, слышать голоса умерших предков, видеть прошлые и будущие события, находить людей и вещи. Кроме того считается, что своим уникальным голосом кайчи может снять порчу черного кама или улучшить урожай.
Чаще всего исполнение своих эпосов кайчи начинали ближе к ночи, так как по их мнению, именно ночью злые духи пытались пробраться к людям и навредить им, а светлые духи, которых привлекали своим пением сказители, не позволяли им этого сделать.
В настоящее время это древнее искусство народов Алтая распространено по всему миру, сказания переводятся на многие языки мира, последователи кайчи живут в Туве, Хакасии, Японии и других странах.
Таким образом, в героических сказаниях - кае отражена вся богатая духовная историческая жизнь народа.
И сегодня в Республике Алтай есть представители этого жанра, известные и востребованные не только за пределами республики но и далеко за пределами России, такие как Болот Байрышев, Ногон Шумаров, ансамбль "Алтай-Кай".
Источник фотографий: Russia.Travel
Кай - героический эпос, алтайские легенды, мифы и сказания о героях в стихотворном изложении, которые от поколения к поколению, из века в век, из уст в уста передавались певцами-сказителями – кайчи.
Кайчи исполняют эпосы и легенды о богатырях, которые помогали Алтаю, воспевают природу, человеческую мудрость и смекалку, под звучание музыкального инструмента топшура. Путешествуя с места на место, они редко имеют семью и у них часто возникают проблемы со слухом, поэтому занимаются горловым пением в основном мужчины.
Алтайцы с огромным уважением относятся к своим сказителям. Их приглашают на свадьбы и народные праздники. Если в селение приезжает сказитель, то съезжаются люди с самых дальних районов, чтобы послушать их пение. Охотники считают хорошим предзнаменованием, если кайчи обращается перед охотой к Духу Тайги и исполняет для него свои сказания.
Продолжительность каев различная, иногда их исполняют в течение нескольких дней. Эпос «Маадай Хаара» состоит из 8 тысяч строк, а в эпосе «Джангар» их насчитывают 36 тысяч. У алтайских сказителей есть достаточно много известных произведений. Это и «Оскус Урул», который может исполняться до девяти суток без перерыва, и «Алтын Кель», в котором воспевается великое Телецкое озеро, и «Эре Чуй», посвященное Чуйской долине.
В зависимости от содержания сказания, сказитель озвучивает его теми или иными звуками: встретился богатырь со змеей – свист, встретился с медведем – рык. Даже звуки сабель и свист ветра изображается.
Во время горлового пения кайчи входят в транс, в состоянии которого кайчи могут говорить от имени духов гор, родников и деревьев, слышать голоса умерших предков, видеть прошлые и будущие события, находить людей и вещи. Кроме того считается, что своим уникальным голосом кайчи может снять порчу черного кама или улучшить урожай.
Чаще всего исполнение своих эпосов кайчи начинали ближе к ночи, так как по их мнению, именно ночью злые духи пытались пробраться к людям и навредить им, а светлые духи, которых привлекали своим пением сказители, не позволяли им этого сделать.
В настоящее время это древнее искусство народов Алтая распространено по всему миру, сказания переводятся на многие языки мира, последователи кайчи живут в Туве, Хакасии, Японии и других странах.
Таким образом, в героических сказаниях - кае отражена вся богатая духовная историческая жизнь народа.
И сегодня в Республике Алтай есть представители этого жанра, известные и востребованные не только за пределами республики но и далеко за пределами России, такие как Болот Байрышев, Ногон Шумаров, ансамбль "Алтай-Кай".
Источник фотографий: Russia.Travel