Вход
0 отзывов
Грановитая палата Новгородского Кремля
Новгородская область, Великий Новгород, городской округ Великий Новгород, Новгородский кремль, 14
© Яндекс УсловияКак добратьсяAPI

Грановитая палата Новгородского Кремля

Категории

Описание

В 2012 году, после шестилетней реставрации, для посетителей вновь открылся уникальный памятник XV века — единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения. В Грановитой палате проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

На первом этаже здания развернута экспозиция «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля». Выставка размещается в одностолпном зале на первом этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на южном фасаде в виде монументального портала, и служил единственным парадным входом в палату.

Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника. Владычная палата была возведена, согласно летописи, в 1433 года немецкими и новгородскими мастерами по заказу архиепископа Евфимия II. Первоначально она представляла собой монументальную репрезентативную, структурно сложную постройку. И хотя остается неизвестным назначение Палаты, есть основания полагать, что ее создание связано с историей святительской кафедры и с деятельностью самого архиепископа Евфимия II Вяжищского (1429-1458), одной из крупнейших фигур в новгородской истории. Не исключено, что именно в покоях Палаты рождались и получали развитие его программные идеи возвеличивания Софийской кафедры, прославления особо чтимых новгородских святынь и святых, важнейшее место среди которых принадлежало святителям.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI-XII веков, «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.

Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII-XIV веков представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV веков раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 году.

В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII веков.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI века с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней — кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI века, овальным синолойным резным образом в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.

Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI веков, атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки. Они отмечены богатой орнаментальной отделкой, высокой техничностью и художественным достоинством. Таковы посохи владык Геронтия и архиепископа Пимена, водосвятная чаша 1593 года, кадило 1586 года.

Церковные древности XVII века, поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы. Высокий профессионализм новгородских чеканщиков и граверов демонстрируют кадила из Духова и Антониева монастырей, напрестольный крест работы Григория Лопкова 1690 года, софийские рипиды и панагия митрополита Макария, оклад большого складня «Святой Евфимий Вяжищский». Удивительно гармонично и торжественно блюдо 1659 года для водоосвященного креста из Вяжищского монастыря. Логичное построение растительного орнамента, высота рельефа чеканки, четкость передачи декора в резном узоре, чистота отделки улавливаются в каждом произведении.

Интересны и важны работы эмальеров ХУII века. Это образцы православной утвари: большой потир из Софийского собора, оклады дорожных складней, Евангелия 1654 года, панагия из Георгиевского собора. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.


Источник фотографий: Russia.Travel

В 2012 году, после шестилетней реставрации, для посетителей вновь открылся уникальный памятник XV века — единственная в России немецкая готическая постройка гражданского назначения. В Грановитой палате проходили все важнейшие события — приём послов, заседания новгородского «парламента» (Совета Господ) и Владычного суда, торжественные пиры.

На первом этаже здания развернута экспозиция «Палата архиепископа Евфимия II на Владычном дворе Новгородского Кремля». Выставка размещается в одностолпном зале на первом этаже восточной трехэтажной части Владычной палаты под парадным «готическим» залом. По-видимому, зал этот обладал особым статусом, так как имел отдельный вход, оформленный на южном фасаде в виде монументального портала, и служил единственным парадным входом в палату.

Экспонаты выставки позволяют воссоздать страницы истории святительской кафедры и резиденции, связанные с замыслом и судьбой уникального памятника. Владычная палата была возведена, согласно летописи, в 1433 года немецкими и новгородскими мастерами по заказу архиепископа Евфимия II. Первоначально она представляла собой монументальную репрезентативную, структурно сложную постройку. И хотя остается неизвестным назначение Палаты, есть основания полагать, что ее создание связано с историей святительской кафедры и с деятельностью самого архиепископа Евфимия II Вяжищского (1429-1458), одной из крупнейших фигур в новгородской истории. Не исключено, что именно в покоях Палаты рождались и получали развитие его программные идеи возвеличивания Софийской кафедры, прославления особо чтимых новгородских святынь и святых, важнейшее место среди которых принадлежало святителям.

Собрание декоративно-прикладного искусства Новгородского музея является одним из самых значительных в России и охватывает период с V по XIX столетия. Его основу составляют сокровища соборных и монастырских ризниц Великого Новгорода, одного из крупнейших центров среброделия Древней Руси. Именно здесь удалось сберечь драгоценные святыни и сохранить непрерывность художественных традиций.

В Готическом зале наглядно демонстрируются разные этапы развития золотого и серебряного дела. Это памятники ювелирного искусства, мелкой пластики константинопольских, русских и западно-европейских мастеров. Среди них высокие образцы ХI-XII веков, «золотого века» новгородской торевтики, связанные с культурой византийского императорского дома, княжеского и владычного двора: древнейшие евхаристические сосуды, Малый и Большой сионы, кратиры.

Изделия ювелиров, резчиков по кости, камню, дереву периода монголо-татарского нашествия XIII-XIV веков представлены немногими из сохранившихся предметов личного благочестия, знакомящими с местными особенностями миниатюрной пластики. Образцы уникальной храмовой утвари XIV-ХV веков раскрывают смысл православного богослужения. Особого внимания заслуживает всемирно известный Софийский панагиар, исполненный новгородским ювелиром Иваном в 1435 году.

В экспозиции представлены также памятники, свидетельствующие об иноземных контактах средневекового Новгорода со странами византийского ареала и Западной Европы. Большой интерес вызывают костяной ларец-аворий константинопольской работы, оклады Евангелий, исполненные мастерами французского Лиможа, ларец, происходящий из Рейнской области, реликварий немецкой работы.

В Крестовой палате экспонируются произведения церемониального культового и светского искусства, позволяющие проследить тенденции в развитии золотого и серебряного дела Новгорода ХVI-ХVII веков.

Особый интерес вызывают изделия первой половины XVI века с широким применением изящной скани, литых утонченных рельефов, драгоценных камней — кабошонов. В экспозиции представлены искусно выполненные серебряные и золотые оклады напрестольных и наперсных крестов, наперсных икон из Софийского собора, Евангелия из Юрьева монастыря.

Среди экспонатов привлекает внимание панагия архиепископа Пимена с византийской камеей XI века, овальным синолойным резным образом в золотой оправе с деликатным вкраплением эмали и драгоценными сапфирами.

Предметы личного благочестия новгородских архиереев XV-XVI веков, атрибуты богослужения, происходящие из ризницы Софийского собора, заслуживают самой высокой оценки. Они отмечены богатой орнаментальной отделкой, высокой техничностью и художественным достоинством. Таковы посохи владык Геронтия и архиепископа Пимена, водосвятная чаша 1593 года, кадило 1586 года.

Церковные древности XVII века, поступившие из храмов и монастырей Новгорода, составляют наиболее многочисленную группу памятников, некогда наполнявших новгородские храмы. Высокий профессионализм новгородских чеканщиков и граверов демонстрируют кадила из Духова и Антониева монастырей, напрестольный крест работы Григория Лопкова 1690 года, софийские рипиды и панагия митрополита Макария, оклад большого складня «Святой Евфимий Вяжищский». Удивительно гармонично и торжественно блюдо 1659 года для водоосвященного креста из Вяжищского монастыря. Логичное построение растительного орнамента, высота рельефа чеканки, четкость передачи декора в резном узоре, чистота отделки улавливаются в каждом произведении.

Интересны и важны работы эмальеров ХУII века. Это образцы православной утвари: большой потир из Софийского собора, оклады дорожных складней, Евангелия 1654 года, панагия из Георгиевского собора. Изделия ювелирной школы Новгорода в целом отличает богатый орнаментальный язык, устойчивые сочетания оттенков эмали, наличие вкладных пространных надписей вязью.


Источник фотографий: Russia.Travel

Отзывы(0)

Отзывов пока нет, будьте первыми!

Подпишись на нашу рассылку новостей!

Нажимая кнопку «Подписаться», вы принимаете правила портала